Совесть
— чувство духа человеческого, тонкое, светлое, различающее добро от зла.
Это
чувство яснее различает добро от зла, нежели ум.
Труднее
обольстить совесть, нежели ум.
И
с обольщенным умом, подкрепляемым грехолюбивою волею, долго борется совесть.
Совесть
— естественный закон (Преподобный авва Дорофей, Поучение 3, о совести).
Совесть
руководствовала человека до Закона письменного. Падшее человечество постепенно
усваивало себе неправильный образ мыслей о Боге, о добре и зле: лжеименный
разум сообщил свою неправильность совести. Письменный Закон соделался необходимостью
для руководства к истинному богопознанию и к богоугодной деятельности.
Учение
Христово, запечатленное святым крещением, исцеляет совесть от лукавства,
которым заразил ее грех (Евр. 10, 22). Возвращенное нам, правильное
действие совести, поддерживается, возвышается последованием учению Христову.
Здравое
состояние и правильное действие совести возможно только в недре Православной
Церкви, потому что всякая принятая неправильная мысль имеет влияние на совесть:
уклоняет ее от правильного действия.
Потемняют,
притупляют, заглушают, усыпляют совесть — произвольные согрешения.
Всякий
грех, не очищенный покаянием, оставляет вредное впечатление на совести.
Постоянная
и произвольная греховная жизнь как бы умерщвляет ее.
Умертвить
совесть — невозможно. Она будет сопровождать человека до Cтрашного Cуда
Христова: там обличит ослушника своего.
По
изъяснению святых Отцов, соперник человека, упоминаемый в Евангелии,
— совесть (Матф. 5, 25.; Преподобный авва Дорофей, Поучение 3, о совести).
Точно:
она соперник! потому что сопротивляется всякому противозаконному начинанию
нашему.
Сохраняй
мир с этим соперником на пути твоем к небу, во время земной жизни, чтоб он не
сделался твоим наветником в то время, как будет решаться вечная твоя участь.
Говорит
Писание: Избавит от злых душу свидетель верен (Верный свидетель спасает души (Притч. XIV 25)). Свидетель верный —
непорочная совесть: она избавит душу, внимающую советам ее, от согрешений до
наступления смерти и от вечных мук по смерти.
Как
лезвие ножа натачивается камнем, так совесть натачивается Христом: она
просвещается изучением и изощряется исполнением евангельских заповедей.
Просвещенная
и изощренная Евангелием совесть подробно и ясно показывает человеку его
согрешения — и самые малейшие.
Не
делай насилия сопернику — совести! Иначе лишишься духовной свободы: грех пленит
тебя, и свяжет. Сетует Пророк от лица Божия о попирающих совесть, наветующих
самим себе: Соодоле Ефрем соперника
своего, попра суд, яко нача ходити вслед суетных (Угнетен Ефрем, поражен судом; ибо захотел ходить вслед суетных (Ос.5.11)).
Острие
совести очень нежно; его надо хранить и хранить. Хранится оно, когда человек
исполняет все требования совести, а нарушение какого либо требования, по немощи
или увлечению, омывает слезами покаяния.
Не
думай ни о каком грехе, что он маловажен: всякий грех есть нарушение Закона
Божия, противодействие воле Божией, попрание совести.
От
безделицы, от ничтожных по-видимому согрешений переходим постепенно к великим
грехопадениям.
"Что
значит это? велик ли это грех? что это за грех? это не грех!" — так
рассуждает небрегущий о спасении своем, когда он решается вкусить запрещенной
Законом Божиим греховной снеди. Основываясь на таком неосновательнейшем
суждении, он непрестанно попирает совесть.
Острие
ее притупляется, свет ее тускнет; в душе разливаются мрак и хлад небрежения и
нечувствия.
Нечувствие
соделывается наконец обыкновенным состоянием души. Часто бывает она
удовлетворенною им; часто признает его состоянием, угодным Богу, спокойствием
совести, а оно — утрата ощущения своей греховности, утрата ощущения
благодатной, духовной жизни, усыпление и слепота совести (Лествица, Слово
18).
При
таком состоянии, при страшном омрачении и нечувствии, различные грехи свободно
входят в душу, устраивают в ней логовище для себя. Грехи, закосневая в душе,
обращаются в навыки, столько же сильные, как природа, а иногда более сильные,
нежели природа. Греховные навыки называются страстями. Человек не замечает того — а он неприметным образом окован отвсюду грехом, в плену у него, в рабстве.
Кто,
пренебрегая постоянно напоминаниями совести, допустил себе впасть в рабство
греха: тот только с величайшим трудом, при содействии особенной помощи Божией,
возможет расторгнуть цепи этого рабства, победить страсти, обратившиеся как бы
в природные свойства.
Возлюбленнейший
брат! со всевозможным вниманием и тщанием храни совесть.
Храни
совесть по отношению к Богу: исполняй все повеления Божии, как видимые всем,
так и никому невидимые, видимые и ведомые только одному Богу и твоей совести.
Храни
совесть по отношение к ближнему: не довольствуйся одною благовидностью твоего
поведения к ближним! ищи от себя, чтоб самая совесть твоя удовлетворялась этим
поведением. Она будет тогда удовлетворяться, когда не только дела, но и сердце
твое будут поставлены в отношение к ближнему, заповеданное Евангелием.
Храни
совесть к вещам, удаляясь излишества, роскоши, небрежения, помня, что все вещи,
которыми ты пользуешься — творения Божии, дары Божии человеку.
Храни
совесть к самому себе. Не забывай, что ты — образ и подобие Бога, что ты обязан
представить этот образ, в чистоте и святости, Самому Богу.
Горе,
горе! если Господь не узнает Своего образа, не найдет в нем никакого сходства с
Собою. Он произнесет грозный приговор: Не
вем вас (Не знаю вас (Мф. 25.12)). Непотребный образ
будет ввергнут в неугасающий пламень геенны.
Бесконечная
радость обымет ту душу, на которую воззрев Господь, признает в ней сходство с
Собою, увидит в ней ту красоту, которую Он, по бесконечной благости Своей,
усвоил ей при сотворении, восстановил и умножил при искуплении, которую повелел
соблюдать в непорочной целости удалением от всякого греха, хранением всех евангельских
заповедей.
Неумолкающий,
нелицеприятный блюститель и напоминатель такого удаления и хранения — совесть.
Аминь.
Глава "Совесть" из творений святителя Игнатия Брянчанинова "Аскетические опыты".
Комментариев нет:
Отправить комментарий