|
"Распятый
Иисус Христос" Васнецов Виктор Михайлович.
|
Помыслите о Претерпевшем такое над Собою
поругание от грешников, чтобы вамне изнемочь
и не ослабеть душами вашими. (Евр. 12:3)
§ 343. Все житие
Иисуса Христа Господа нашего, которое не земле ради нашего спасения начал и
совершил, было всегдашний крест. В вертепе родился и повитый положен
был в яслях, потому что не было им места в гостинице (Лк. 2:7). Не
было места в гостинице Тому, Которому принадлежат и небо, и земля, и все, что в
них. Так изволилось Ему нас ради, гордых, смириться. Только что на свет
показался и житие Свое на земле не успел начать, как от беззаконного Ирода
претерпел гонение, и Младенец, ничего, кроме пелен, молока матери, плача и слез
не знающий, иском был на убиение (Мф. 2:16). Благочестие не успеет появиться,
тотчас от нечестия начинает гонение терпеть.
Далее, как
пишется, был в повиновении у них, то есть у матери и мнимого своего
отца (Лк. 2:51). Повиновался людям Тот, Которому Ангелы со страхом и трепетом
повинуются и вся тварь служит. Нас ради, меня ради и тебя, грешник, повиновался
Создатель наш созданию Своему, нас ради, говорю, которые Богу, Создателю
своему, не хотели повиноваться.
Сатаной, противником
Своим искушаем был, так что и на крыле церковном поставил Его, и
сказал Ему: Если Ты Сын Божий, бросься вниз, – и на гору
высокую возвел, и показал Ему все царства мира и славу их, и сказал Ему: Все
это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне (Мф. 4:5-6, 8-9). Такую
дерзость и неистовство претерпел Господь и Создатель всех от злого духа,
которому мановением одним запретить мог. Нас ради претерпел, человек, чтобы
нам, искушаемым, помочь (Евр. 2:18).
Странствуя по земле и
проповедуя Божественное слово Свое, страшно фарисейскими языками хулим был.
Божественные Его чудеса веельзевулу, князю бесовскому, приписали (Мф. 9:34;
12:24; Мк. 3:22; Лк. 11:15). Святое Его и небесное учение хулою на Бога
почитали (Мф. 26:65; Мк. 2:7; 14:64; Лк. 5:21). Изрыгали на Него хулы и, как
стрелы язвительные, бросали языками своими: В Нем бес; Он самарянин;
Он вышел из себя; человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и
грешникам, и прочее (Ин. 8:48, 52; Мк. 3:21-22; Мф. 11:19; Лк. 7:34).
Хулы и клевету претерпел един Благословенный вовеки, дабы нас от клеветы
дьявольской защитить. Пожил в нищете, так что не имел, где приклонить
голову Тот, Кто Имеет престолом небо и землю подножием (Мф. 8:20). Нас
ради, будучи богат, обнищал, чтобы мы нищетою Его обогатились (2
Кор. 8:9).
Сюда относится и то,
что Он ясно предвидел имеющие быть в свое время и ему предстоящие жесточайшие и
умом человеческим непостижимые страдания. Посему апостолам и предсказывал о
них: С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему
должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и
книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть (Мф. 16:21). Сюда
еще относятся всегдашние труды, поднятые в перехождении с места на место, из
города в город, из селения в селение, чтобы принести и проповедать людям святое
Евангелие, которое от недр Отца Своего Небесного на землю принес, и прочее. Так
трудился и потел Сын Божий ради бедной души человеческой, которую сатана под
свою власть похитил было. Наконец, продан и предан Своим учеником, прочими
учениками оставлен; судим и осужден, ударяем, оплеван, поруган, уязвлен,
тернием увенчан; как злодей, обнажен и, будучи Благословенным, как проклятый,
на древе в позор всем повешен (Гал. 3:13). Повешенного осмеивали и ругали
мимоходящие перед очами Его, и о одежде Его метали жребий, уксусом и желчью в
жажде напоили. Так замученный и осмеянный Сын Божий на древе крестном окончил
житие Свое. Но и по спасительной смерти в ребро пронзен был (Ин. 19:34), обманщиком называем
был (Мф. 27:63). Воскресение Его скрыть старались и стражам руки мздою
исполнили, дабы не говорили того, что видели (Мф. 28:12-15). Так Христос все
житие Свое, при смерти и по смерти нас ради, грешных, терпел.
§ 344. Если бы кто
попал в какую великую беду, например, или в плен неприятелю попал, или в
смертную болезнь впал, или в смертную вину, за которую следовало ему по закону
умереть, а нашелся бы такой добрый человек, который от той беды его избавил
своим старанием, то непременно бы избавленный в незабвенной памяти великое то
дело избавления своего содержал и усердно бы почитал избавителя своего, иначе
бы крайне неблагодарен и бесчувствен был. Видели мы, православный христианин, в
какую беду за грехи наши впали мы, и как, Кем от той избавились: Не
тленным серебром или золотом искуплены от суетной жизни, преданной вам от
отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца (1
Петр. 1:18-19). Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас
клятвою, ибо написано: проклят всяк, висящий на древе, дабы благословение Авраамово
через Христа Иисуса распространилось на язычников, и прочее (Гал.
3:13-14 и след.). Рассуди же, как нам должно почитать великое это дело
избавления и Избавителя.
§ 345. Свойство веры –
благодеяния и заслуги Христовы, всему миру показанные, себе присваивать. Потому
всякий верный, ты и я, с верным Павлом от сердца исповедовать должен: Живу
верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня (Гал.
2:20). Верую, что как ради всех, так и ради меня непотребного родился от Девы,
плотью на земле пожил, хуления, бесчестия, страдания, распятие и смерть
крестную претерпел, и так как всем, так и мне, недостойному, заслужил у Бога
милость, отпущение грехов, благодать, благословение, усыновление, наследие
вечной жизни и блаженства, чего я своею силою никак не мог и не могу заслужить
и получить.
Он смирился, чтобы
меня, смиренного, вознести; обнищал, чтобы меня, нищего, обогатить; хулы и
клеветы претерпел, чтобы меня от клеветы дьявольской защитить; связан был,
чтобы меня от вечных избавить уз; судим был и осужден, чтобы меня от осуждения
освободить; язвы и раны приял, чтобы меня, язвленного, исцелить; поругание и
бесчестие претерпел, чтобы меня, сатаною поруганного, почтить; умер, чтобы
умершего оживить, и так как всем, так и мне, верующему во имя Его сделался
Избавителем, Спасителем, Ходатаем и Виновником вечного блаженства. А если
всякий верный должен великое это дело Сына Божия к себе применять и усваивать,
то и почитать то должен так, как если бы оно ради него одного сделалось. Потому
святой Златоуст и говорит: «Всякий из нас праведно так должен Христа
благодарить, как будто бы ради него одного Он пришел. Ибо Он не отрекся бы и об
одном такое смотрение показать, всякого человека такою мерою любви любит, какою
вселенную всю» (Беседа на Послание к Галатам 2:20). Ради тебя и меня Христос
пришел в мир, потому тебе и мне должно Его, такого великого, как своего
собственного Благодетеля, благодарным, смиренным, исполненным любви,
послушливым и терпеливым сердцем встречать и почитать. Отсюда видишь,
христианин, что:
1) Кто такую веру
имеет, как и всякому христианину должно иметь, тот не захочет против совести
грешить.
2) Имеет ко Христу
любовь и старается заповеди Его исполнять.
3) Христиан житие
порочное и бесплодное служит доказательством неверия их, хотя и имеют на устах
веру. Если человека-благодетеля, который временное нам добро сделал, совесть
убеждает нас любить, то тем более вера, когда ее имеем, убедит нас любить
Христа, Который нам вечное и умом нашим непонятное блаженство приобрел не иным
чем, как вольным Своим страданием и смертью. А где любовь ко Христу, там
неотлучно и послушание Христу. Где послушание, там тщательное исполнение
заповедей Его, а где заповедей Его исполнение, там творение добрых дел, ибо
заповеди Его добрым делам научают. И так видишь, что вера истинная – матерь
добрым делам, а неверие – корень злых.
§ 346. Почитается
спасительное Христово пришествие и страдание:
1) Верою, когда
почитаем Его за единого Избавителя, Спасителя и Защитника нашего, нам от
Небесного Его Отца на избавление наше посланного, и иного посредника к
получению вечной жизни, кроме Него, не признаем, как о Нем Отец Небесный
свидетельствует нам: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое
благоволение; Его слушайте (Мф. 17:5). И апостол Его говорит: Уразумейте
Посланника и Первосвященника исповедания нашего, Иисуса Христа (Евр.
З:1).
2) Всегдашнею памятью,
когда с любовью и благодарностью поминаем это великое Его дело, нас ради
начатое и совершенное. Рассуди всякий: ради кого родился Христос, на земле
пожил, пострадал и умер? Ради меня и тебя, грешник, ради моей и твоей погибшей
души, ради моего и твоего спасения столько трудился и подвизался Сын Божий! Все
это во всегдашней и благодарной памяти содержать должно нам. Всякое
благодеяние, оказанное нам, требует от нас, дабы мы всегда его помнили, – тем
более великое сие искупления дело. Потому Сам Спаситель говорит: Сие
творите в Мое воспоминание (Лк. 22:19).
Поэтому Церковь Святая
главнейшие Таинства спасительного Его смотрения представляет нам к воспоминанию
и празднованию их. Посему и на досках и на прочих материалах изображаем
преславные дела Его, как-то: Благовещение, Рождество Христово, Богоявление,
Преображение, Распятие, Страдание, Погребение, Воскресение и прочее, дабы, на
изображение взирая, поминали Самого Того, Который нас ради сие, на иконе
написанное, сотворил, и поминая, усердно благодарили Сотворившего. Ибо такое
изображение для нас – вместо всегдашней памяти и очевидной истории, а для не
умеющих читать – вместо всегдашнего чтения, и так, что в священной истории
читаем, или из нее слышим, то изображенным на иконе ясно видим.
3) Благодарным
хвалением, пением и славословием, когда чудесные и спасительные дела Его
поминаем и воспеваем благость Его. Потому святое Божие слово повелевает нам
воспевать великое сие дело: Исполняйтесь Духом, назидая самих себя
псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах
ваших Господу (Еф. 5:18-19). И еще: Слово Христово да
вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг
друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в
сердцах ваших Господу (Кол. 3:16). И песнь новую петь
повелевает: Воспойте Господу новую песнь, ибо дивное сотворил Господь (Пс.
97:1).
Новому чуду новая
песнь прилична. Новое чудо соделалось в нас, какого в древние годы не видели.
Новое чудо, что Бог во плоти явился, и Господь славы пострадал за непотребного
раба Своего. Нас ради, грешных, то новое чудо сотворилось: нам новую
песнь петь Господу подобает, петь же в обновлении сердца и духа, то
есть в отложении ветхого человека и облечении в нового. Нашему благополучию
сорадуясь, Ангелы святые воспели Богу, помиловавшему нас: Слава в
вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! (Лк. 2:14).
Предвидели это великое чудо пророки святые и воспели с удивлением. Один воспел:Се
Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил (Ис.
7:14). Другой, ужаснувшись о сем, возопил: Господи! услышал я слух Твой
и убоялся. Господи! узнал о делах Твоих, и ужаснулся (Авв. 3:1-2 и
след.). Авраам увидел и возрадовался (Ин. 8:56). Они
предвидели то, что мы уже видим. Они видели будущее, мы видим совершившееся.
Они ожидали, мы дождались. Они – под мраком и тенью покрытое, мы откровенное
видим. Посему праведно и прилично нам петь новую песнь: Приидите,
радостно воспоем Господу, воскликнем Богу Спасителю нашему; предстанем пред
лицем Его со славословием и во псалмах воскликнем Ему (Пс. 94:1-2). К
сему ликованию созывает нас матерь наша, Святая Церковь: «Приидите, возрадуемся
Господеви, настоящую тайну сказующе», и прочее (На вечерни праздника Рождества
Христова). Благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и
сотворил избавление ему(Лк. 1:68). Помощник и покровитель бысть мне
во спасение: Сей мой Бог, и прославлю Его; Бог отца моего, и вознесу Его (Исх.
15:2).
4) Устным
исповеданием, когда веру нашу, которую в сердце имеем, устами исповедуем
безбоязненно, где надлежит. Не молчим, где честь и слава имени Его требует. Не
стыдимся от Девы рожденного и на Кресте распятого Богом нашим нарицать, хотя
это для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, но для нас Христос
– Божия сила и Божия премудрость (1 Кор. 1:23-24, 30). Так, в
первую очередь, веры образец подает нам Святая Церковь: «Аще и ят был еси,
Христе, от беззаконных мужей, но Ты ми еси Бог, и не постыждуся; биен был еси
по плещема, и не отметаюся», и прочее.
Так Павел святой не
только не стыдится узником Христовым быть, но и не хочет хвалиться ничем, кроме
креста Христова: Я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа
нашего Иисуса Христа (Гал. 6:14). И к Тимофею пишет: Не
стыдись свидетельства Господа нашего Иисуса Христа (2 Тим. 1:8). Так
исповедники и мученики святые не только не стыдились перед мучителями и врагами
истины исповедовать Бога распятого, но и раны и смерть за славу имени Его
претерпеть не отрекались. Так и нам не должно истину замалчивать, где потребно,
но безбоязненным сердцем исповедовать, хотя бы не только чести и имения, но и
жизни лишиться следовало от врагов истины, ибо сего вера наша от нас требует.
Преславно нам исповедовать
Того и хвалиться о Том, имя Которого свято и страшно, а для нас сладко. Хотя и
зачался в девической утробе, но от Духа Святаго (Мф. 1:18), и
есть собезначальный Отцу и Святому Духу. Родился в год (предопределенный) от
Девы Матери (Лк. 2:7), но есть над всеми Бог, благословенный во
веки (Рим. 9:5). Пеленами повился, как младенец (Лк. 2:7), но Тот, Кто одевается
светом, как ризою (Пс. 103:2). Во храм Младенцем принесен руками
матери (Лк. 2:22), но старца Симеона от временной отпустил к вечной жизни (Лк.
2:29). Иродом был гоним, но волхвов на поклонение Себе привел (Мф. 2-я). В
Иордане крестился, но о Крещаемом Отец с небес свидетельствовал: Сей
есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение, – и Дух Святой,
как голубь, сходя на Крещаемого, утверждал истину (Мф. 3:13-17). Искушаем был
дьяволом, но посрамил искусителя (Мф. 4:3-11; Лк. 4:2-13). На земле между
людьми жил, но от недр Отеческих не был отлучен (Ин. 1:18). В рабском образе
пребывал (Флп. 2:7), но, как Господь, повелевал ветрам и морю – и слушались
Его, повелевал демонам – и исходили, повелевал мертвым – и восставали,
повелевал слепым – и прозревали, глухим – и слух обретали, немым – и говорили,
прокаженным – и очищались (Мф. 15:30-31; 17:17; 9:25 и пр.). Голодал и жаждал,
но многие тысячи пятью хлебами питал (Мф. 17:17-21). Завистливыми и злобными
хулим был, но сердечные помышления их видел (Мф. 12:25). С грешниками ел, но
грехи их, кающихся, очищал (Лк. 15:2-7).
Неблагодарным учеником
за сребреники продан и предан был, но нас, под грех проданных, искупил. Скорбел
и тосковал, но от нас вечную скорбь и тоску отнял. Беззаконными связан был, но
врага нашего дьявола связал и наши узы разрешил. Судилищу неправедному
предстоял, но нас от вечного суда избавил. Одежды совлечен и обнажен был, но
нас одеждою правды Своей одел. Осмеян, обесчещен, поруган, оплеван был, но нас
от вечного срама, бесчестия и поругания освободил. Тернием увенчан был, но нам
вечной славы венец устроил. На древе распят был и умер, но солнце помрачил,
землю поколебал, гробы отверз, мертвых оживил, сотника и сущих с ним устрашил
(Мф. 27:45, 51-54), разбойника в рай ввел (Лк. 3:43) и Своею смертью нашу смерть
умертвил. Во гробе погребен был, как мертвый, но Своею силою восстал, как
бессмертный, и нам, умирающим, восстания надежду подал.
На земле пожил, но
вознесся на небо, и сел одесную Бога Отца, и снова придет судить живым и
мертвым, и воздать всем по делам их, – праведных ввести в вечную жизнь и
царствие небесное, грешных вечной предать муке (Мф. 25:31-46). Так в Распятого
веруя, не отрицаемся Его исповедовать нашим Господом и Богом, Который – «нас
ради Человек и нашего ради спасения», – стал Человеком, чтобы так Самим Собою
устроить нам путь спасения. В том наша премудрость, похвала, слава, жизнь,
утешение, веселье, надежда и вечное блаженство.
5) Поскольку наша вера
и слово Божие уверяет нас, что Христос ради грехов наших пострадал, как
написано: Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония
наши (Ис. 53:5), то нет большего почитания Сыну Божию, пострадавшему
за грехи наши, как когда ради любви Его ненавидим грехи, удаляемся от них. И
чем более ненавидим их и убегаем от них, тем более любим и почитаем Христа, в
мир пришедшего и пострадавшего, так что без этого и почитания истинного быть не
может, но будет притворное и лицемерное. Ибо где грехи не оставляются, но
делаются, там нет истинного покаяния, ибо каяться и не оставлять грехи –
противоположные сами по себе вещи. Где нет истинного покаяния, там нет веры во
Христа. Где нет веры, там не может быть Христа. Где нет Христа, там Христос не
почитается, но отвергается и презирается.
Внимай этому,
грехолюбивая душа! Не почитаешь Христа, тебя так высоко почтившего, когда
любишь грех, любишь же, поскольку не оставляешь его, ибо кто что любит, тот
того и держится.
Услаждаешься тем, за
что Христос горестную чашу мучения испил. Такое ты воздаешь почтение и
благодарение Христу, пришедшему тебя взыскать и спасти! И дотоле такое
презрение и неблагодарность Ему будешь показывать, хотя устами и почитаешь Его,
доколе не оставишь греха и истинно не покаешься.
6) Наконец, почтим
Христа, пострадавшего за нас, когда, ненавидя грех, будем следовать святому Его
слову и примеру непорочного жития Его, как говорит: Кто Мне служит, Мне
да последует (Ин. 12:26). Ибо почитать Христа и служить Христу едино
есть. Научал Он нас словом и примером добродетельному житию, как читаем в
святом Его Евангелии. Если хотим Его сердечно почитать, должно нам Его в том
слушать. Без послушания почитать Его не можем, как сам это можешь признать.
Какое то почитание господину, когда раб его не слушает, и отцу, когда сын ему
не повинуется? Не почитание это, а презрение явное и бесчестие.
Так и Христу
лицемерное, а не истинное почитание оказываем, в самой же вещи презрение, когда
говорим Ему устами: Господи, Господи, а не делаем того, что Он
повелевает, как Сам Он говорит: Что вы зовете Меня: Господи! Господи! –
и не делаете того, что Я говорю? (Лк. 6:46). Ибо не от слова только,
но и от дела истинное почитание показывается. Отдел наших показать, христиане,
должны мы веру нашу к Нему, как апостол Его требует от нас: Покажи мне
веру твою от дел твоих (Иак. 2:18). Вера наша требует от нас любви,
милости, милосердия, смирения, кротости, терпения и прочих христианских
добродетелей, которым Он нас и словом, и делом учил. Потому сами почтим почтившего
нас Христа и Господа нашего. Велико ли нам подать просящему ради Него, Который
нам, что ни имеем (ибо все, что ни имеем, Его есть, кроме грехов), и Себя
Самого подал? Велико ли напитать голодного, напоить жаждущего, одеть нагого,
ввести в дом странного, посетить болящего и в темнице заключенного, ради Того,
Который нас ради голодал, жаждал, обнажен был, странствовал, недуги наши понес,
болезновал и связан был? Велико ли нам отпустить ближнему согрешения ради Него,
Который за наши грехи пострадал?
Тяжко ли нам терпеть
ради Него, когда Он ради нас ужасные мучения претерпел? Не постыдился и не
отрекся Он, Господь наш и Бог (о, благость Твоя, Иисусе Боже наш!), нас ради,
рабов Своих непотребных, осмеянным, поруганным, оплеванным, уязвленным,
ударяемым быть, распяться и умереть. Нам ли, рабам Его негодным, стыдиться
Его и Его слов в роде сем прелюбодейном и грешном (Мк. 8:38), и не
терпеть, что нам приключится противное, и не следовать тому, чему Он словом и
примером Своим учил? Воистину ветхий Адам царствует над нами, а не Христос.
Воистину не Христовы мы, когда не следуем слову Его и житию. Если же
кто Духа Христова не имеет, тот и не Его (Рим. 8:9). Ибо кто Дух
Христов имеет, тот мыслит то, что Христос, и поучается в том, что Христу
угодно, ищет и хочет того, что хочет Христос, старается делать то, чего требует
Христос. Если хотим Христовыми быть и Христа как Царя своего почитать, должны
едино с Ним мудрствовать, хотеть и делать, что хочет и повелевает Он.
Истинное почитание не в наружности только, но и во внутренности,
не в словах только, исповедании и церемонии, но и в сердце, усердии, любви,
благодарности и послушании состоит.
Господь наш и Бог есть – почтим Его страхом и послушанием.
Любитель наш искреннейший – почтим Его любовью нашею.
Благодетель наш – почтим Его благодарностью.
Искупитель наш, ибо ценою Крови Своей искупил нас Себе – почтим
Его усердною работою.
Учитель наш – почтим Его охотным исполнением учения Его.
Пастырь наш – почтим Его слушанием святого гласа Его (Ин.
10:27).
Вождь наш к небесам вернейший – почтим Его верным и любовным
следованием за Ним. Так почтим, христиане, Христа Царя нашего. Он нас возлюбил,
недостойных, – возлюбим и мы Его, достойного любви, Который есть утешение и
радость Ангелов и святых душ. Почтил Он нас, недостойных, – почтим и мы Его,
достойного всякого почитания, Которому со страхом и любовью поклоняются Ангелы
и всякое колено преклоняется. Поискал Он нас, заблудших, – поищем и мы Его
верою и любовью. Не пощадил Он Себя ради нас – не пощадим и мы себя ради Него.
Терпел Он все ради нас – потерпим и мы все ради Него, дабы с Ним и прославиться
во царствии Его.
Господи! Наставь нас на путь сей, ибо Ты есть путь, и
истина, и жизнь (Ин. 14:6).
§ 347. Все ли
христиане почитают пришествие и страдания Христовы?
Ответ:
Христиане, которые
возлюбили Евангелие Христово и творят покаяние и плоды, достойные покаяния,
почитают, но христиане неисправные, например, блудники, прелюбодеи, пьяницы,
хищники, воры, мздоимцы, льстецы, лукавые, ненавистники, злобные, клеветники,
злоречивые и прочие тому подобные, не почитают. Почему? В силу того что:
1) Истинного почитания
без веры быть не может. Житие беззаконное вере противно и знак есть неверия.
2) Никто не
может служить двум господам, – по слову Христову (Мф. 6:24). Они
служат своим страстям и почитают их, ибо, что хотят страсти их, то они
исполняют. Почитая же свои страсти, Христовых страстей не почитают и, своим
прихотям рабствуя, Христу служить не могут, ибо почитать Христа и служить
Христу едино есть.
Если кто почитает Христа, тот непременно служит Ему.
3) Беззаконная жизнь
противна и враждебна Кресту и страданию Христову, ибо Христос пострадал и умер
за грехи наши. Христиане беззаконничающие пренебрегают этой высокой Его
благодатью и человеколюбием и нераскаянным своим житием показывают, что как бы
напрасно умер Христос. Как для тех, которые перестают грешить и каются,
страдание и смерть Христова не тщетной бывает, но получает плод свой, то есть
отпущение грехов, оправдание, и вечную ходатайствует жизнь, так не кающимся, но
пребывающим во грехах, никакой пользы не подает, и потому из-за нераскаянного
их жития тщетной для них бывает.
И Кровь Христова, ради
всех, в числе которых и они заключаются, излитая, ради них как бы напрасно
излита, ибо плода своего, который есть обращение, покаяние, новая жизнь и
отпущение грехов и спасение, в них лишается. Хотя Христос за всех умер,
по учению апостола (2 Кор. 5:15), но смерть Христова тем только пользу дает,
которые каются о грехах и веруют в Него, а в нераскаянных спасительного своего
плода не получает. И это бывает не от Христа, Который хочет, чтобы все
люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим. 2:4), и за всех умер,
но от не хотящих каяться и пользоваться смертью Христовою. Как лекарство, хотя
и изрядное и преполезное, не всем пользу дает, но тем только, которые
пристойным образом воспримут его, так и духовное и животворящее врачевство,
смерть Христова, те только души врачует и оживляет, которые то благодарным
сердцем принимают, отстают от грехов, каются и веруют во Христа, исцеляющего недуги
верных Своих, а нераскаянным никакой пользы не дает. И так Кровь Христа, Сына
Божия, ради всех излитую, тщетной в себе показывают, когда, не имея истинного
покаяния, лишают себя того, ради чего излиянна есть.
«Благодать, хотя и
благодать есть, хотящих спасает, а не нехотящих», – поучает святой Златоуст
(Беседа 18-я на Послание к Римлянам). Потому святой Павел, теплейший любитель и
учитель Христов, плачет о таковых и называет врагами Креста Христова: Многие,
о которых я часто говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают как
враги креста Христова. Их конец – погибель, их бог – чрево, и слава их – в
сраме, они мыслят о земном (Флп. 3:18-19). Враги креста
Христова – ибо противятся Кресту Христову. Как? Крест Христов учит
тесным путем идти – они идут пространным.
Крест учит смиряться – они гордятся.
Крест учит прихоти свои отсекать – они совершают.
Крест учит терпеть – они гневаются и злобствуют.
Крест учит плоть со страстями и похотями распинать – они о
плотском помышляют.
Крест учит греху умирать, а Богу жить – они себе и греху живут.
Крест учит небесного искать – они о земном помышляют. Христос
за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и
воскресшего (2 Кор. 5:15).
Скажет кто: «Многие из них образ креста Христова и образ Христов
окладывают серебром и золотом».
Ответ:
Окладывают этим
веществом образ древа крестного, на котором Христос распят был, и образ
Христов, но Самого Христа не почитают непослушанием, непокорением и
противлением, ибо противятся Слову Его. Не почитают страдания Христова, которое
почитается не веществом, золотом, серебром и прочим, но сердечною верою,
любовью, благодарностью и терпением.
Иной возразит: «Многие
из них ходят в церковь и воспевают Христа и страдания Его».
Поют устами, но
сердцем отвращаются от Него и обращаются к миру, как о таких говорит
Христос: Приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня
языком, сердце же их далеко отстоит от Меня (Мф. 15:8). Внешнее
исповедание и почитание без внутреннего есть лицемерие, как выше сказано и ниже
скажется.
Спросит кто: «Почему
же эти люди поступают так бесстрашно и беззаконно?»
Потому, что не внимают
слову Божию, которое учит нас Бога и Христа Сына Божия почитать не наружностью
только, но сердечной верой, страхом и любовью, а потому и делают то, что
прихотям их угодно.
Что же должны они
делать, чтобы истинно могли почитать Христа, распятого за всех?
Должны оставить
прежнее беззаконное и безбожное житие, и обратиться ко Христу, и молить Его
усердно, чтобы их принял в общение верных Своих. Христос же говорит: Приходящего
ко Мне не изгоню вон (Ин. 6:37). Одни верные рабы Христовы почитают
Христа, ибо без истинной и живой веры никто не может почитать Его.
Тихон Задонский
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
1.
Творения Святителя Тихона Задонского и
всея Руси чудотворца. «Об истинном христианстве». Т. 4. Издательство им. свт.
Игнатия Ставропольского. Москва, 2003 https://religion.wikireading.ru/13033
Комментариев нет:
Отправить комментарий