Меню PUSHKAR

ВИТАМИНЫ ДЛЯ ДУШИ ПАИСИЯ СВЯТОГОРЦА.

Обновлено: | Опубликовано:12 мая 2019
«Любовь и смирение - самый легкий путь в Царство Небесное» - Паисий Святогорец. 

Бог нас никогда не оставляет, Его оставляем мы.

Живя вдали от Сладкого Иисуса, мы пьем горькую чашу.

Иметь Бога своим союзником шуточное ли дело? Для Бога нет затруднительных положений, Ему нетрудно найти выход из любой ситуации. Для Бога все просто. Лишь бы человек прилепился к Нему - вот что самое главное.

Жертвуй всем ради Христа. Но Хритом не жертвуй никогда.

О том, кто думает о себе, не думает Христос.

Чем больше человек забывает себя, тем больше помнит о нем Бог.

Разве существует безопасность бо́льшая, чем доверие Богу? Вверив себя Богу, человек постоянно подзаправляется от Него бензином марки «супер», и его духовная машина никогда не останавливается: мчится и мчится. Чтобы избавиться от тревоги и волнения, упрости свою жизнь безусловным доверием Богу.

Одни люди похожи на пчелу, а другие на муху. Тот, кто похож на муху, в каждой ситуации выискивает что-то плохое и занимается только этим. Ни в чем не видит ни капли доброго. А похожий на пчелу находит только доброе во всем.

С тем, кто безразличен к себе от любви к другим, пребывает великое Божие попечение, и все люди заботятся о нем.

Чтобы сделать нашу духовную борьбу правильной, мы должны «крутить педали» в сторону, противоположную от диавола. Сатана убеждает нас, что мы имеем какую-то значимость? Нам надо учиться укорять себя. Он внушает нам, что мы ничтожны? Скажем на это: «Бог смилуется надо мной». Когда человек ведет себя просто, с доверием Богу и надеждой на Него, то он приобретает глубокое покаяние, смирение и покоряет духовные вершины.

От терпения многое встает на свои места.

Когда ты выбрасываешь из себя свое «я», в тебя «бросается» Христос.


Имея смирение, мы в состоянии распознать диавольские сети, потому что смирением человек просвещается и сродняется с Богом. Смирение - это то, что делает диавола калекой.

В конечном итоге только в широте души обретает человек помощь от Бога.

Надежда на милость Божию – лучшая «страховка» для человека.

Самое выгодное предприятие для человека - это открытие «фабрики добрых помыслов». Тогда даже плохое и скверное твой ум будет перерабатывать в хорошее и доброе. Один добрый помысел равноценен долгому всенощному бдению. Великая сила!

Тот, у кого есть добрые помыслы, духовно здрав и зло претворяет в добро.

Несчастья, боль и поношения искупают нас от ада.

Принимайте любые скорби с радостью. Когда человеку причиняют незаслуженные страдания, он собирает духовные сокровища на Небесах, а если он подвергается справедливому наказанию, то тем самым расплачивается за свои грехи. Поэтому нужно не только с кротостью терпеть того, кто стал для нас источником искушений, но и быть ему благодарным, потому что он предоставляет нам удобную возможность потрудиться в любви, терпении и смирении.

Божественное Причащение - самое действенное лекарство для того, чтобы испытать внутренний покой, необходимо вычистить себя от мусора. Это нужно сделать посредством исповеди. Открывая сердце духовнику и исповедуя ему свои грехи, человек смиряется. Таким образом ему открывается небесная дверь, его щедро осеняет благодать Божия – и он становится свободным. Исповедь лишает диавола прав над человеком.

Молитва - громоотвод, отводящий от нас гнев Божий.

Молитва - это защита. Если мы постоянно находимся «на связи» с Богом, то будем предупреждать любое зло.


Нам надо научиться уставу Рая - непрестанной молитве.

Молитва имеет великую силу, это страшное оружие против диавола. Произнося ее, ты словно стреляешь в диавола духовными пулями, и он не может к тебе приблизиться.

Если кто-то действует с мыслью, что Бог видит его, наблюдает за ним, то надежно все, что бы он ни делал.

Если человек испытывает боль - значит, его посетил Господь. А если у человека нет скорбей – скорее всего, это означает, что Христос оставил его. Такой человек и грехи свои не оплачивает, и никаких духовных накоплении не имеет. Так что люди должны воспринимать скорби и искушения как дары Божии.

Действуя с благоговением и трудясь с молитвой, вы всегда освящаетесь сами, и освящается все, что вы делаете.

Благодарного Бог Сам преследует Своими дарами.

Смирение - это самый мощный удар по сатане. Там, где есть смирение, нет места диаволу, нет искушений.

От смирения диавол рассыпается в прах.

Господь хочет от нас только смирения, все остальное сделает Божественная благодать.

Если у тебя есть гордость, то вера не работает. Если мы смиряемся, то наши дела устраивает Бог. Все заключается в нашем смирении, которое привлекает Божию благодать - причину всякого добра.

Тот, кто смиренно склоняется и принимает удары от других, очищает себя от наростов, становится по духовной красоте подобным Ангелу и свободно проходит сквозь узкие врата Рая.

Все неисправленное и неисправимое исправляется смирением и молитвой. Молитвою мы даем Богу право на вмешательство.

Над человеком, который без всякого собственного плана отдает себя в руки Божии, исполняется план Бога.

Насколько человек соединяется с Богом, настолько ему ничего не страшно.

Возлагая на Бога свое будущее и свое упование, мы, некоторым образом, обязываем Его нам помочь.

Кто постоянно ворчит и ропщет, пусть знает, что получит от Бога оплеуху, чтобы в этой жизни расплатиться хоть с частью своего долга. А если оплеухи не последует, то это еще хуже, - тогда ему придется единовременно сразу за все расплачиваться в будущей жизни.

Доверие Богу - это постоянная молитва, и в нужный час она приводит к Божественным результатам.

Чтение, молитва, псалмопение - это витамины, которые нужны душе каждый день.

Когда оставляет нас помощь человека, приступает к действию помощь Божия.


Бог не вмешивается в нашу жизнь, а ждет, что мы попросим Его помочь нам, так как уважает нашу свободу.

Покаяние - это великое дело. Мы еще не осознали, что покаянием человек может изменить решение Бога. То, что у человека есть такая сила, - это не шутка. Ты делаешь зло? - Бог дает тебе по загривку. Говоришь «согрешил»? - Бог изменяет гнев на милость и подает тебе Свои благословения. То есть, когда непослушный ребенок приходит в разум, кается и испытывает угрызения совести, Отец с любовью ласкает и утешает его.

Правильной исповедью все старое стирается. Открываются новые «кредитные книги».

Страдание (от брани) – прижигание греховных ран.

Люди, смиренно обнажающие свои грехи перед духовником и уничижающие себя, сияют - поскольку приемлют благодать Божию.

Признание своего недостоинства – это уже покаяние.

Упростите вашу жизнь, чтобы исчезла душевная тревога.

Свеча - это антенна, помогающая нам нащупать связь с Богом.

Когда существует какая-то проблема или несправедливость, и кажется, что ничего нельзя изменить, что надо делать? - Предоставьте Богу действовать за вас.

Нужно сделать то, что возможно по-человечески, а то, что по-человечески сделать невозможно - оставить на Бога.

Только рядом со Христом человек обретает настоящую, подлинную радость. Только Христос дает настоящие радость и утешение.

Хороший хозяин не позволяет животному пастись, где ему вздумается, потому что иначе оно начнет бегать взад-вперед, одно съест, другое затопчет, и так без пользы пропадет весь корм. Так же поступает с нами и Господь, промышляя о нашей душе: понемногу дает нам духовную пищу и дары лишь после того, как приведет нас в безопасное место смирения. Ведает Бог, что делает!

Наивысшая радость происходит от жертвы. Только жертвуя, человек пребывает в родстве со Христом, ибо Христос есть Жертва.

Правильный духовный путь таков: забывать добро, сделанное тобой, и помнить добро, сделанное тебе другими.

Справедливость Божественная - это когда ты делаешь то, что доставляет покой твоему ближнему.

Действительный покой рождается от доставления покоя другому.

Материнская любовь все покрывает и все угашает. Если ребенок что-то повредит, что-то сломает или сделает что-то плохое, мать его сразу прощает, потому что он – ее чадо. Так, если ты любишь своего ближнего материнской любовью, то оправдываешь все его слабости и не видишь его прегрешений, а если и видишь, то сразу прощаешь. Тогда твое сердце переполняется любовью, потому что ты делаешься подражателем Христу, Который всех нас терпит.

Соучастие ближнему в беде и попытка его утешить равносильны молитве за него и часто приносят скорбящему облегчение.

Чудо происходит, когда ты соучаствуешь в боли другого. Главное в том, чтобы ты ощутил человека братом, и тебе стало за него больно. Эта боль трогает Бога - и происходит чудо.

Чтобы уврачевать любое наше несчастье, нужно с состраданием подумать о еще большем несчастье ближнего.

Что такое молитвенное правило? Это возможность попросить у Бога прощения. Кто знает - быть может, последняя в жизни. Поэтому им никогда не стоит пренебрегать.

Мы не должны искать в молитве наслаждения, пусть даже и духовного. В противном случае мы уподобляемся детям, любящим своего отца только за то, что он дает им карамельки и шоколадки. Искомое в молитве - это душевный мир.

Любовь и смирение - самый легкий путь в Царство Небесное.

Те, кто с радостью приемлют неправду, получают оправдание вечное.

У человека не может быть горькой печали, потому что если он свою печаль принесет ко Христу, она станет сладким нектаром. Если у кого-то есть печаль, то это значит, что человек со своими горестями не идет ко Христу. Радость от Христа, а печаль от диавола.


Надежда на Бога - рычаг, который опрокидывает отчаяние, освобождает душу от уныния и страха, и шаг за шагом укрепляет духовные силы человека, пробуждая в нем святой оптимизм.

Славословие Бога - противоядие уныния. Славословие освящает все вокруг. Славословя, человек забывает себя в благодарности, теряет рассудок в хорошем смысле, радуется всему. А когда человек благодарит Бога даже за малое, то потом на него приходит благословение Божие столь щедро, что он не в силах его понести. Тут диавол уже не может больше устоять и уходит.

Бог часто попускает чему-то произойти ради пользы многих людей. Он никогда не делает одно только добро, но по три-четыре вместе. И злу никогда не попускает случиться, если из него не произойдет много добра. Все - и ошибки, и опасности, - Он употребляет в нашу пользу. Добро и зло между собой перемешаны. Хорошо бы, если бы они были порознь, но встревают личные человеческие интересы и перепутывают их между собой. Однако Бог извлекает пользу даже из этой путаницы. Поэтому следует верить, что Бог попускает произойти только тому, из чего может выйти добро, потому что Он любит Свое создание.

Если мы не получаем просимого, то это бывает или для нашего испытания, или для того, чтобы оградить нас, поэтому мы должны воспринимать это без малейшего недовольства. Господь ведает, как и когда прийти на помощь Своему творению, и делает это наилучшим способом, в самое подходящее время. Однако Его малодушным чадам нередко недостает терпения, и они настойчиво хотят получить желаемое тотчас же, как маленький ребенок, который выпрашивает у матери пирожок, хотя он еще не готов, и не желает немножко подождать, пока он испечется. Мы должны молиться и терпеть, а наша заботливая Мать, Пресвятая Богородица, даст нам то, что просим, когда придет время.

Когда мы жалуемся на своих ближних - тем самым ропщем на Бога.

Нужно полностью довериться Богу и на каждое испытание смотреть как на дар, посланный Его любовью. Человек, имеющий великое доверие Богу, радуется всему. Будь он болен, или голоден, или несправедливо обижен, или... или... он всегда верит, что это попущено Богом, надеется на Него и всегда пребывает в безопасности, находясь в пристани надежды на Бога.

Болезни помогают людям, не имеющим добродетелей, стяжать милость Божию.

Болезнь - это величайшее благодеяние. Оно омывает человека от грехов, а иногда и обеспечивает ему небесное воздаяние.

Доверием Богу и смирением решаются все проблемы. Делай то, что можешь сделать сам, а далее предоставляй себя Божественному Промыслу и воле Его. Надежда на Бога - это усиленная, укрепленная вера, это для человека самая надежная гарантия.

Видя все посредством добрых помыслов, человек очищается и приемлет благодать Божию. А злыми, «левыми» помыслами осуждает и несправедливо обижает других, препятствует приходу Божественной благодати, после чего приходит диавол и терзает его.

Бог ищет сердца человека. И если он отдаст Ему свое сердце, то после Бог даст человеку то, что любит его сердце, лишь бы это было ему не во вред.

Терпение - это самое сильное лекарство, которое лечит тяжелые и долголетние беды. Большинство бед проходит только благодаря терпению. Великое терпение распутывает самое запутанное и приносит божественные плоды: там, где ты не видишь никакого выхода, Бог находит наилучшее решение.

Если человек терпит, то все встает на свои места. Бог все устраивает. Но требуется терпение - терпение, в котором нет рассудочности. Раз Бог все видит и следит за всем, то человек должен без остатка вверять себя Ему.


Терпение исполняет человека Божественной благодатью.

Отсутствие самооправдания заменяет большие аскетические подвиги.

Человеческая справедливость говорит: «Ты совершил погрешность и должен быть наказан». А справедливость  Божественная: «Ты признаешь свою ошибку и раскаиваешься? Получаешь прощение».

Если, падая и пачкаясь в грязи, мы не очищаем свою душу исповедью, оправдывая себя помыслом, что снова упадем и испачкаемся, то засохшие слои нашей нечистоты покрываются все новыми и новыми слоями. Очистить всю эту грязь потом непросто...

Как-то старца спросили: «Нужно ли прибегать к исповеди, если повторяешь одни и те же грехи, не лучше ли тогда не исповедоваться до тех пор, пока не покончишь с ними?». Старец ответил: «Это все равно, что солдат, получив раны в бою, сказал бы: “Раз война еще не кончилась и меня снова может ранить, зачем я буду перевязывать свою рану?” Но ведь, если ее не перевязать, он потеряет много крови и умрет».

Если мы получаем раны во время духовной борьбы, то нам нужно не трусить, а бежать ко врачу-духовнику, показывать ему больное место, духовно исцеляться и снова продолжать «добрый подвиг».

Даже если мы получим раны, не нужно терять хладнокровия, но просить помощи Божией и с мужеством продолжать борьбу. Пастырь Добрый услышит и тут же поспешит (на помощь), как бежит на помощь пастух, заслышав, как жалобно блеет ягненок от полученной раны, укусов волка или пса.

Суть в том, чтобы человек уловил этот глубочайший смысл жизни, иже есть спасение души. Веруя в Бога и будущую жизнь, человек понимает, что эта временная жизнь суетна, готовит свой «загранпаспорт» для жизни иной. Мы забываем о том, что всем нам предстоит уйти. Корней здесь мы не пустим. Этот век не для того, чтобы прожить его припеваючи, а для того, чтобы сдать экзамены и перейти в иную жизнь. Поэтому перед нами должна стоять цель: приготовиться так, чтобы, когда Бог призовет нас, уйти со спокойной совестью, воспарить ко Христу и быть с Ним всегда. Для того, чтобы пойти в сладкий Рай, надо вкусить в этой жизни много горького и получить на руки «загранпаспорт» после пройденных испытаний. Каждое испытание - это еще и дар от Бога. Это еще один дополнительный «балл» для того, чтобы поступить в иную жизнь.

Милостивый Бог, желая, чтобы Его чада прибегали к Нему, как любящий Отец, вразумляет их с помощью испытаний. Он делает так от любви, от Своей Божественной доброты, а не от жестокосердия и не ради формальной мирской справедливости. Бог попускает нам испытания, желая спасти нас и даровать Свое Небесное Царство. Он дает их для того, чтобы мы боролись, подвизались и уверенно выдержали проверку на терпение, так что сатана не смог бы сказать: «За что же он получил свою мзду? Почему Ты его спасаешь? Он ведь не трудился!».


Мы должны быть более благодарны тому, кто нас расстраивает и обижает, тем самым смиряя, чем тому, кто балует нас лакомствами и сладостями, или окружает почетом и ублажает льстивыми словами, потому что скорби - лучшее целебное средство для нашей души.

Нам следует радоваться тому, что другие не признают наших трудов и оставляют нас без воздаяния, поскольку Бог учтет эти (по-человечески) неоплаченные труды и воздаст нам за них вечной платой.

Милостивый Господь всем нам дает крест по силам. Крест посылается человеку не для того, чтобы мы страдали, но чтобы он стал для нас дорогой в Царство Небесное. Мы должны понимать, что, перенося тяготы этой жизни, мы собираем богатство на Небесах. Поэтому, взяв на себя тот малый крест, который дал нам Христос, не станем роптать, но будем славить Бога. Так мы и в земной жизни будем иметь радость, и в вечности сполна получим свой духовный капитал.

Испытания, которые посылает нам Бог, помогают нам понять наше подлинное духовное состояние, заставляют смиряться. Мы получаем прощение грехов, если кротко и с терпением принимаем все эти испытания как целебное снадобье для своей души и с благодарностью славословим Господа. Для нас великое благо то, что Бог попускает нам испытания, ведь иначе в день Страшного Суда мы имели бы и скрытые страсти, и непомерные требования.

Поскольку существует Божественное воздаяние, будем стараться сделать какой-нибудь - пусть и малый - вклад в Божию «сберегательную кассу». Несправедливость по отношению к себе мы должны принимать как великое благословение, поскольку за счет несправедливости на наш (духовный банковский) счет перечисляется определенная сумма - в Небесное благословение.

Когда нам делают замечание (неважно, заслуженное или нет), будем всегда просить прощения. Тогда смиримся и получим благодать от Бога.

Взрослый человек, который не хочет терпеть оскорблений и суровых замечаний, помогающих ему избавиться от страстей, или - если он невиновен - получить мзду, неразумнее маленького ребенка, который убегает от врача, боясь, что тот сделает ему укол, и поэтому постоянно мучается от лихорадки и кашля.

Кто хоть немного расположен к тому, что бы не опечалить Бога, пойдет в Рай «в галошах». Благой по Своей природе Бог «втолкнет» его в Рай, даст ему намного больше, чем человек заслужил. Он устроит все так, чтобы взять его душу в тот час, когда он находится в покаянии. Человек может биться всю свою жизнь, но Бог не оставит его, заберет в наиболее подходящее время.

Если исполнишь в этом мире то, что должен, то спасешься. Если немного прибавишь к этому, то получишь и монетку сверху. Если кто отведает палки несправедливо, получит полную награду.


Те, кого удовлетворяет вещественный мир, подобны глупым птенцам, которые сидят в яйце без шума, не пытаясь пробить скорлупу, вылезти и порадоваться солнышку - небесному полету в райскую жизнь. Сидя не шевелясь, они умирают внутри яичной скорлупы.

«Дотрагивайтесь» до Бога во всем! Все, что вы видите и слышите, используйте как средство сообщения с Горним. Все должно возводить вас к Небу.

Большинство нынешних людей находятся в ужасающем состоянии и творят все, что им заблагорассудится. Одни употребляют наркотики, другие живут на лекарствах; время от времени несколько впавших в прелесть безумцев создают новую секту; кто-то, утомившись бессмысленностью своего существования, пытается или покончить с собой, или же натворить побольше безобразий, перевернуть все вокруг вверх дном. И хотя мы по своей вине дошли до такого жуткого состояния, Господь не отворачивается от нас. Наоборот, Он неустанно оберегает современный мир. Человечество живет сейчас как на пороховой бочке, и Бог всячески ограждает его от зла, словно мать своего младенца. Но мы не понимаем того, что в нашу эпоху Господь, Его Пречистая Матерь и святые приходят на помощь людям гораздо чаще, чем в старые времена. Что сейчас с нами было бы без помощи свыше - страшно подумать, ведь люди пребывают в состоянии полубезумном. Кто-то пьян, кого-то тяготит его жизнь, один изнурен бессонницей, у другого одурманены мозги. И при этом все они садятся за руль автомобиля, ездят на мотоциклах, работают на станках и т.п. Разве можно все это делать в таком состоянии? Сколько людей могло бы уже покалечиться или погибнуть! Как же бережет нас Господь, а мы этого даже не понимаем.

Как хорошо было бы нам познать самих себя! Тогда смирение стало бы нашим неотъемлемым состоянием, и Господь осыпал бы нас Своими богатыми дарами. Тогда прекратилось бы действие духовных законов («возносящийся смирится»), ибо мы всегда были бы смиренны, избегали падений и неизменно находились бы под покровом Божией благодати.

Люди, живущие глубокой духовной жизнью, обладают подлинным смирением, и потому, будучи истинными звездами, летящими в духовном пространстве с неимоверной скоростью, они движутся так скромно и неприметно, что никто этого не замечает, несмотря на их величину. Они скрываются в небесных глубинах, и потому кажутся другим людям теплящимися лампадками, излучающими тихий свет. Смиренных людей можно также сравнить с соловьями, которые прячутся от чужих глаз и своим дивным пением наполняют души людей радостью, днем и ночью прославляя своего Творца. Гордецы же ведут себя как куры, кудахчущие так оглушительно, как будто снесенное ими яйцо размером с нашу планету.

Все имеющиеся у нас блага - это Божии дары. Он все поставил на службу Своему созданию - человеку. Он сделал так, чтобы все: и животные, и птицы, и малые, и великие, даже растения - жертвовали собою ради Него. И сам Бог принес Себя в жертву для того, чтобы избавить человека. Не будем же равнодушны ко всему этому, не будем ранить Его своей великой неблагодарностью и бесчувствием, но станем благодарить и славословить Его.

Преподобный Паисий Святогорец




ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
1.    «Капли любви Божией». Слова утешения и духовной поддержки преподобных Паисия Святогорца, Порфирия Кавсокаливита, старцев Иосифа Исихаста и Фаддея Витовницкого. Русский хронографъ, Москва, 2018.

Поддержать работу журнала и публикацию новых статей можете только вы - читатели.
Для любой страны по ссылке, реквизитам сберкарты для России:

сбер: 5336 6903 2288 8290

КНИГА ЛЮБВИ О ЛЮБВИ. КНИГА ЖИЗНИ, КОТОРУЮ ДАРОВАЛ БОГ.

Для читателей журнала PUSHKAR экземпляр Нового Завета в подарок!

Комментариев нет:

Отправить комментарий