|
Порфирий Кавсокаливит. |
Нет – нет, не бойся,
я же не судия…
–
Дети, жизнь без Христа – это не жизнь. Все! – воскликнул Старец. – Она прошла,
кончилась…. Если ты не видишь Христа во всех своих действиях и помыслах – ты
чужд Христа…
Как
ты это понял?
Я
помню одну песенку:
«Со
Христом
везде
пройдем,
Встретим
страх?
Растопчем
в прах!»
Вам
ее не приходилось слышать? А? Это дети поют, но как она мне запомнилась…
Так
мы действительно и должны смотреть на Христа – без страха… Он – наш друг, Он – наш
брат, Он – самое лучшее и прекрасное из того, что есть. Он – это все. Как друг,
он обращается к нам и говорит: «Вы же мои друзья. Неужели вы этого не
понимаете? Мы – братья и сестры.
Нет
– нет, не бойся, я же не судия… (вре его ден име) У Меня в руках нет ключей от
бездн адских, Я вас не запугиваю, нет! – Я вас люблю. Наоборот, я хочу, чтобы
вы вместе со Мной радовались жизни… Понимаете?
Я
хочу вам показать – вот, что такое Христос. И здесь нет места угрюмости,
унынию, замкнутости на самом себе, когда человек погружен и терзается
всевозможными помыслами, страдая от ран, полученных им на его жизненном пути.
Во Христе ничего этого нет!
Христос – наш Друг!
Христос
– это новая Жизнь. Христос – это все. Он – радость, Он – жизнь, Он – свет, свет
истинный, который делает так, что человек радуется, стремится ввысь, видит все,
видит всех, болеет за всех, хочет чтобы все были вместе с ним, и все – рядом со
Христом.
Когда
мы находим какую – либо вещь, или сокровище, то не желаем нигде говорить об
этом. Но христианин, когда обретет Христа, когда познает Его, когда Христос
войдет в его душу и он ощутит Его, тогда он хочет говорить и кричать об этом
повсюду.
Он
хочет говорить о Христе, о том, что такое Христос. Возлюбите Христа и ничто не
предпочтите Его любви. Христос это все, это источник жизни, предел желаний, это
– все. Во Христе есть все, все самое прекрасное.
Далеко
отстоят от Христа скорби, уныние, нервозность, переживания, воспоминания
жизненных травм, браней и страдания. Все это бывает в нашей жизни. Мы торопимся
туда, бежим сюда, но все напрасно, и мы нигде не можем остановиться. Но где мы
обретем Христа, пусть это будет даже пещера, там мы остаемся, и боимся уйти,
чтобы не потерять Его.
Читайте,
и вы все узнаете. Подвижники, которые познали Христа, не желали оставлять своих
пещер, не желали идти в мир на дело проповеди, они хотели остаться там,
где ощутили соприсутствующего им Христа.
Христос
– это все!
Христос
– это источник жизни, радости. Это все. А как тебе кажется, Никос?
–
То, что Вы сказали, Старец, – это золотые слова, и это реальность. Как вы
говорите, так и есть на самом деле.
–
Да, – продолжал Старец Порфирий, – так мы слышим призыв к жизни. Когда говорим,
что мы христиане, когда говорим, что мы – Христовы. Ты понял? Вот как бывает. И
в час испытания, как только мы увидим Христа, тут же отбрасываем свои намерения
и хотим быть со Христом. Но Христос – наш друг, Он – наш брат, и Он говорит:
«Вы
– Мои друзья». «Я не желаю, чтобы вы смотрели на меня иначе, Я не желаю, чтобы
вы смотрели на меня так: что Я – Бог, что Я – Бог Слово, что Я – ипостась
Святой Троицы. Я хочу, чтобы вы смотрели на меня как на своего, как на вашего
друга, заключили меня в свои объятия, ощутили меня в своей душе – вашего Друга,
Меня – источник жизни, как это есть на самом деле».
Но
все это – истинно!
Когда человек
возлюбит Христа, он освобождается от дьявола, от ада и от смерти
Здесь
в падшем мире, как я уже сказал, есть сатана, есть ад, есть смерть, – заметил
Старец. – Все это здесь есть, есть на самом деле. Это другая область, это зло,
это тьма, и то, что принадлежит тьме.
Человек
Христов должен возлюбить Христа, и когда он возлюбит Христа, он освобождается
от дьявола, от ада и от смерти. Ты спросишь меня, а ты достиг этого?
Нет,
я не достиг, я об этом прошу, я этого хочу. И когда я бываю один, и вообще
везде я стараюсь так жить. Я не живу еще там постоянно, я не вошел полностью в
Эту Жизнь. Но… пытаюсь…
То
есть, как тебе сказать, как объяснить? Я не ушел в эту область… но я там был
один раз, я видел ее, но теперь меня там нет, но я ее помню, тоскую по ней и
хочу вернуться. Вот, и сейчас, и завтра, послезавтра, в каждое мгновенье это
желание ко мне возвращается, и я очень хочу, я жажду туда отправиться. Но я не
там. Я не могу вам этого объяснить.
Ну,
вы поняли?
Души, которые в борьбе
мучаются от страстей, удостаиваются большей любви и благодати Божией
–
Знайте же еще вот что, – как-то сказал Старец. – Страдающие души, скорбящие,
которые мучаются от страстей, удостаиваются великой любви и благодати Божией.
Такие люди становятся святыми, а мы часто их осуждаем. Вспомните апостола
Павла, что он говорит: «А когда умножился грех, стала преизобиловать
благодать» (Рим. 5, 20).
Когда
будете помнить это, тогда будете ощущать, что те, кто страдают от страстей,
достойнее и вас, и меня. Мы видим их немощными, но когда они откроются Богу, то
станут все полны любви (агапи) и преисполнены Божественной любви – влечения к
Богу (эрота).
Хотя
они привыкли к другому, но потом они всю силу (динами) души отдают Христу и от
любви Христовой становятся огнем. Так происходит чудо Божие в таких душах,
которые мы называем пропащими.
Не
будем унывать, не будем спешить, не будем судить по вещам поверхностным и
внешним. Если, к примеру, вы видите женщину голую или неприлично одетую, не
останавливайтесь на внешнем, но войдите в глубину, в ее душу.
Возможно,
это очень хорошая душа и она находится в поисках смысла жизни, что и выражает
своим странным внешним видом. В ней есть динамизм, демонстративная сила, она
хочет привлечь взоры других людей. Но по неведению делает это нелепо.
Подумайте,
а если она познает Христа? Она поверит и всю свою энергию направит ко Христу.
Она сделает все, чтобы привлечь благодать Божию, и станет святой!
Один
из видов нашего выказывания себя, эгоизма, заключается в том, чтобы требовать
от других стать хорошими. В действительности же мы сами желаем стать хорошими,
но поскольку не можем, то требуем этого от других и настаиваем на том… Тем не
менее, вместо того, чтобы исправить положение молитвой, мы часто огорчаемся,
возмущаемся и осуждаем.
Любовь душевная и
духовная
Я
вам скажу нечто необычное, – как-то начал Старец. – Часто мы своим
беспокойством причиняем зло другим людям…
Часто
мы своим беспокойством, своими страхами и плохим душевным состоянием, сами того
не желая и не понимая этого, причиняем зло другим людям, даже если их сильно
любим, как, например, мать любит своего ребенка. Мать передает ребенку весь
свой страх за его жизнь, за его здоровье, за его успех, даже если и не говорит
с ним, даже если не выражает того, что у нее внутри.
Эта
душевная любовь, то есть естественная любовь (фисики агапи), может иногда
приносить вред. Но такого не бывает с любовью Христовой, которая сочетается с
молитвой и святостью жизни. Эта любовь делает человека святым, умиротворяет
его, потому что Бог есть любовь.
Любовь
да будет лишь во Христе!!! – закончил Старец. – Чтобы принести пользу другим,
нужно жить в любви Божией, иначе ближнему не можешь помочь. Нельзя насиловать
другого человека. Настанет его час, придет тот момент, нужно лишь молиться за
него.
Молчанием,
терпением и прежде всего молитвой мы таинственно приносим пользу другим людям.
Благодать Божия очищает горизонт его ума и убеждает его в любви Божией. Здесь
есть одна тонкость. Если человек согласится с тем, что Бог есть любовь, тогда
ослепительный свет осенит его, такой свет, которого он не видел никогда в
жизни. Так он обретет спасение.
Руководство по Любви
к Богу
–
Как нам, Старец, возлюбить Христа?
–
Детка, наша любовь ко Христу должна родиться следующим образом:
Все,
что находится внутри нас, мы устремляем навстречу Богу, и призываем Его…
Но
видя природу, деревья, растения, птиц, пчел, цветы, море, рыб, звезды, луну,
солнце, и прочее великое множество прекраснейших Его творений, мы обращаем свой
ум к Богу, и прославляя Его через них, пытаемся осознать, насколько они чудесны
и удивительны, и стараемся полюбить их.
Когда
же у нас это получится, тогда любовь восходит к нашему Творцу, и тогда мы
действительно, истинно Его любим. Любовь к творению является таким
образом необходимой ступенью, но еще более важным этапом на пути стяжания любви
Христовой, является любовь к ближнему.
Поэтому
мы должны посещать больницы, тюрьмы, детские приюты, дома престарелых и т. д.
имея перед собой только и только одну эту цель.
Тогда
наша любовь будет искренней…
Самое лучшее
миссионерство – поменьше слов!
Будем
ревнителями (зилотис)! – воскликнул Старец Порфирий. – Ревнитель (зилотис) –
это тот, кто от всей души любит Христа и во имя Его служит человеку. Любовь к
Богу и людям – это неразлучная парочка. Горячее желание (патос), Божественный
порыв (потос), слезы – с умилением, а не нарочно. Все от сердца!
Фанатизм
не имеет никакого отношения ко Христу. Христианин пусть будет истинным. Тогда
ты ни на кого не будешь обижаться, но любовь все будет покрывать (См.: 1 Кор. 13, 7).
И по отношению к иноверцу оставайся христианином.
То
есть ты относись к человеку вежливо, учтиво, независимо от его веры. Можно
заботиться о магометанине, когда он нуждается в этом, поговорить и пообщаться с
ним. Пусть будет уважение к свободе другого человека. Как Христос стоит у двери
и стучит (См.: Откр. 3, 20), не насилуя, но ожидая, чтобы душа сама
свободно приняла Его, так и мы будем стоять перед каждой душой.
При
миссионерской работе надо использовать мягкие, тонкие средства, чтобы души не
противодействовали и принимали то, что мы им преподносим: слова, книги. И
кое-что еще.
Поменьше
слов!
Часто
слова звучат в ушах и нервируют. Молитва и жизнь отзываются в душе.
Жизнь умиляет, возрождает и изменяет человека, в то время как слова остаются
бесплодными. Самая лучшая миссионерская работа – это добрый пример, наша
любовь, наша кротость.
Истинное
миссионерство – своим примером
Выслушайте
один пример…
Как
– то раз один священник пошел на беседу с образованными людьми. Его взял с
собой его двоюродный брат. Лектор многое сказал о марксизме. Слушатели
воодушевились и в конце лекции разразились аплодисментами. Но, находясь еще на
кафедре, лектор увидел священника и сказал:
–
На нашей беседе присутствует батюшка. Было бы хорошо, если бы он осветил нам
нашу тему с религиозной и философской точки зрения.
Он
сказал это иронически, полагая, что смирит его и уничижит Церковь.
Священник встал и начал говорить:
–
Не знаю, что сказать тебе, детка моя, но я слышал вот что. Такой-то мудрец на
такой-то странице говорит так-то и так-то. Такой-то мудрец на такой-то странице
говорит так-то. Такой так- то и так далее. Моисей говорит так-то на такой-то
странице. Исайя – так – то. Давид – так – то, Христос – так-то. – И он
продолжил свою речь цитатой из апостола Павла: – «Где мудрец? где книжник?
где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?...
Но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых… чтобы никакая плоть не
хвалилась пред Богом…» (1 Кор. 1, 20, 27, 29).
«Мудрец»,
лектор, затворил свои уста. Самым главным было то, что священник высказал все
это с кротостью и без эгоизма. Это был владыка из Патриархии. Закончив, он
сказал:
–
Я ничего не знаю. Рассудите вы, что правильно. В конце пристыженный лектор
признался:
–
Очень хорошо нам рассказал батюшка! Он опроверг все, сказанное мною.
Образование
– великая вещь, когда сочетается с кротостью, приветливостью и любовью. Это так
при любых обстоятельствах. Говорите, когда вы подготовлены к беседе на эту
тему. Если не подготовлены, то говорите своим примером.
В
беседах не многословьте о религии и тогда победите. Позвольте
человеку, у которого другое мнение, изливаться, говорить, говорить… Пусть он
почувствует, что встретился со спокойным человеком. Воздействуйте на него своей
доброжелательностью и молитвой, а потом скажите немного слов.
Вы
не достигнете ничего, если будете говорить резко, если, к примеру, скажете ему:
«Ты говоришь ложь!» И что из этого выйдет? Вы – как овцы посреди волков (Мф. 10,16).
Что вам делать? Внешне будьте невозмутимы, а внутренне молитесь. Будьте
готовыми, будьте образованными, имейте дерзновение, но со святостью, кротостью
и молитвой. Но чтобы поступать так, вы должны стать святыми.
Цельная любовь
В
другой раз я спросил Старца, какова должна быть наша любовь к Богу, и он
ответил:
«Наша
любовь к Богу, дитя мое, должна быть беспредельной, она не должна быть
раздроблена на привязанность к различным вещам…
Вот
тебе пример: Человек, скажем, имеет в себе одну батарейку определенной
энергоемкости. Если он будет расточать эту энергию на различные дела не имеющие
отношения к любви к Богу, оставшийся в нем заряд для этой любви будет весьма
небольшим, часто, может быть совершенно ничтожным. Когда же мы всю нашу энергию
направляем к Богу, тогда наша любовь к Нему будет велика.
Скажу
тебе еще вот что…
Некая
девушка очень сильно полюбила одного юношу, по имени Никос. Каждую ночь она
просыпалась, и тайно от своих родителей босая выпрыгивала через окно на улицу,
и не взирая на боль от впивающихся в кожу колючек, через поле бегала на встречу
со своим возлюбленным.
Когда
же она возвращалась назад, в дом, то Никос всегда как бы был рядом с ней. За
какую бы работу она ни бралась, ее Никос был здесь, она видела его. Также само
и ты, дитя мое, должен все свои силы устремлять к Богу, и твой ум всегда должен
быть в Нем, потому что так Ему благоугодно».
«Мы
также должны, детка, – говорил мне Старец, – не идти средним путем христианина,
потому, что он весьма тяжел. Мы должны преодолеть этот этап, оторваться от
земли и высоко подпрыгнуть, с любовью ко Христу. Тогда все становится легким!
Возлюбив Христа, мы уже не впадаем в грехи, и тогда мы – вне среднего пути,
тогда мы – настоящие христиане».
Бог предвидит, но не
предопределяет
Знание
Божие непостижимо для нашего ума! – говорил нам Старец, – Оно безгранично,
охватывает все существующее, видимое и невидимое, настоящее и древнее. Бог
знает все в точности, во всей глубине и полноте. Господь знает нас прежде,
нежели мы сами познаем себя.
Он
знает наше расположение и малейшую нашу мысль, помыслы, наши решения прежде их
принятия. Но и до нашего зачатия, и с сотворения мира Он хорошо знал нас.
Потому и Давид восхищается и восклицает: «Господи, искусил мя еси, и
познал мя еси… Ты разумел еси помышления моя издалеча: стезю мою… Ты еси
изследовал, и вся пути моя провидел еси… Ты познал еси вся последняя и древняя…
Се, Господи, Ты познал еси вся… Ты создал еси мя, и положил еси на мне руку
Твою» (Пс. 138, 1–5).
Я
напомню вам…
Святой
Дух проникает всюду. Поэтому тот, кто проникается Святым Духом, имеет ведение …
А
что говорит преподобный Симеон Новый Богослов в молитве ко святому
Причащению. Послушайте:
Несоделанное
мое видесте очи Твои; в книзе же Твоей и еще несодеянная написана Тебе суть…
Эти
слова некоторые люди понимают неправильно и запутываются.
«Раз
у Бога уже все записано, то есть наша судьба, – говорят они, – есть наша
участь, рок. Стало быть, уже было написано и предопределено, чтобы ты, к
примеру, совершил убийство. Бог предназначил тебя для этого».
Ты
скажешь мне: «Если написано, что мне надлежит убить тебя, то я виновен или
невиновен? Раз «и еще несодеянное написано у Тебя», то почему мы, люди,
виновны? Теперь скажи мне ты, говорящий, что Бог – благ, почему он написал это
и не отвратил меня от того, чтобы я этого не делал?»
Здесь
сокрыто таинство – тайна. Бог по Своему всесилию и всеведению знает все, знает,
что произойдет в будущем, но Он неповинен в зле. Бог предвидит, но не
предопределяет. Для Бога не существует ни прошлого, ни настоящего, ни будущего.
Все обнажено и открыто пред Ним. Как говорит об этом апостол Павел: «Все
обнажено и открыто перед очами Его» (Евр. 4, 13).
Всеведущий
знает и добро, и зло. Как благой по естеству, Он содействует добру и чужд зла.
А раз Он чужд зла, то как Он может предопределять ко злу? Бог сотворил все
весьма хорошим и всему дал доброе, святое предназначение…
Таинство добра и зла
Зло
– это проблема, которую наша религия объясняет дивным образом, лучше которого
не существует, – объяснял наш Старец, – Объяснение дается следующее: зло
существует и происходит от диавола. В нас есть и злой дух, и добрый, которые
борются друг с другом. Или одного будет ненавидеть, а другого любить; или
одному станет усердствовать, а о другом нерадеть….
«Не
можете служить Богу и мамоне» (Мф. 6, 24). То есть в нас происходит брань
добра со злом. Но в этой брани человек свободен в своем выборе. Значит, не Бог
предопределяет и решает, а свободная воля человека.
Бог
в Своем всеведении со всей точностью знает не только заранее, но и до
сотворения мира, что такой-то, к примеру, сотворит убийство, когда будет в
возрасте тридцати трех лет. Но человек свободной своей волей (дар Божий,
который он извратил) действует самовольно. Не Бог является причиной, и Он не
предопределяет нас для этой цели. Его всеведение не обязывает нас. Он уважает
нашу свободу и не упраздняет ее. Он любит нас, не делает нас рабами, ценит нас.
Бог не вмешивается в нашу свободу, уважает ее, дает нам свободу.
Значит,
ответственны мы, потому что делаем то, что желаем сами. Бог нас не принуждает.
Это предначертано и известно Богу, что ты убьешь этого человека, но Богом не
определено тебе этого сделать.
Как
возможно, чтобы Бог, сотворивший нас по Своей безмерной любви, Который Сам есть
абсолютная любовь и желает лишь любви, желал привести нас ко злу и убийству? Он
дает тебе свободу, чтобы потом забрать ее? Ты действуешь свободно, ты решаешь
то, что Бог знает изначала, не принуждая тебя, и потому ответственен ты.
Это
очень тонкие темы, для глубокого понимания которых необходимо Божественное
просвещение, – закончил Старец, – Это таинства!
Добро, разлитое в
природе, – это таинство
Что
такое таинства? – Спросил Старец, – Добро, разлитое в природе, – это таинство.
Разве не прекрасен разноцветный цветок, который привлекает тебя и побуждает
любить себя? Ты подходишь к нему, а у него такой тонкий и благородный аромат,
что побуждает тебя еще больше любить его. Это и есть добро. И разве это не
таинство? Откуда эти краски, откуда этот аромат? То же самое можно сказать и о
птицах, о зверях, о живущих в воде. Все выражает благость Божию…
Некоторые
люди говорят: «Почему Бог делает так, чтобы мне было больно, чтобы я легко
грешил, зачем Он дал мне такой характер?» – и так далее..
Я
снова говорю вам: Бог сотворил нас добрыми. Бог дал человеку все самое
прекрасное и доброе. Он предназначил его стать совершенным. Но Он дал ему и
свободу, и теперь зависит от самого человека, последовать злу или добру.
С
одной стороны – любовь Божия, а с другой – свобода человека. Любовь и свобода
сплетаются воедино. Соединяется дух с Духом. Вот где таинственная жизнь. Когда
наш дух соединяется с Духом Божиим, тогда мы делаем благо, становимся благими.
В
наших страстях повинен иной – наша воля. Бог не желает ограничивать нашей воли,
не желает на нас давить, не хочет применять насилие. От нас зависит, что мы
будем делать и как будем жить. Или будем жить с Христом и у нас будет
Божественный опыт в жизни и счастье, или будем жить в тоске и печали. Среднего
состояния не бывает. Либо одно – либо другое. Природа не принимает среднего
состояния, изгоняет пустоту… (и фиси екдиките, миси то кено) Середины нет: или
так – или наборот.
Поцелуй,
например, может быть святым, а может быть и лукавым. Но достоинство в том,
чтобы человек действовал свободно!
Если
бы Он сделал нас безвольными и мы делали бы только то, что хочет Бог, то не было
бы свободы. Бог создал человека, чтобы человек сам стремился стать благим,
чтобы он сам желал этого и чтобы это становилось как бы его собственным
достижением.
Хотя
в действительности это происходит от благодати Божией. Сначала человек доходит
до желания этого, начинает это любить, жаждать, а потом приходит Божественная
благодать и желаемое достигается.
Бог есть Любовь, а не
простой зритель нашей жизни
Бог
есть любовь, а не простой зритель нашей жизни. Он промышляет о нас и
интересуется нами как наш Отец, каков Он и есть на самом деле, но Он уважает и
нашу свободу. Он не давит на нас! – обратил внимание Старец – Будем иметь
надежду на промысел Божий.
А
если мы верим, что Бог наблюдает за нами, то будем иметь смелость предаться Его
любви, и тогда мы будем непрестанно видеть Его рядом с нами. Мы не будем
бояться оступиться.
Как
совершенно тело человека! Огромное предприятие. Человек пьет воду, которая
проходит в желудок, в почки, очищает кровь. Работают сердце – перекачивающий
аппарат, легкие, печенка, желчный пузырь, поджелудочная железа, головной мозг,
нервная система, чувства, зрение, слух… Что сказать о духовных силах, о том,
как они действуют одновременно и гармонично под покровительством и промыслом
Божиим!
Все
находится под промыслом Божиим. Видите сосны? Сколько иголок у каждой сосны?
Можете их сосчитать? А Бог знает, и без Его воли ни одна не упадет на землю.
Как и волосы на нашей голове, которые все сочтены. Он заботится и о самых
ничтожных мелочах нашей жизни, любит и оберегает нас.
Мы
живем так, как будто не ощущаем величия Божественного промысла…
Тем
не менее, Бог очень таинственен. Мы не можем понять Его действий. Не думайте,
что Бог сначала сделал так, а потом стал исправлять. Бог не совершает ошибок.
Он не исправляет ничего…
Но
Кто Он в Своей глубине, по сущности, мы не знаем. Хотя советы Божии (волю
Божию) исследовать мы не можем.
«Мои
мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, говорит Господь. Но как небо
выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей
ваших» (Ис. 55, 8–9).
Не бойся сатаны и ада
Сначала
любовь, а потом все остальное – так учил Старец.
Вот
смотри… И ад, и сатана, и рай, и все такое прочее – это реальные вещи… Тем не
менее, я не желаю, чтобы ты их боялась, или постоянно о них думала, как ты это
делаешь…
Я
хочу, чтобы ты полюбила Христа, Который есть все, и тогда, где бы ты ни была,
ты ничего из всего этого не будешь бояться. Ты будешь иметь вся благая и здесь
и там.
Конечно!
– убеждал Старец. – Христос нас ждет, и как только мы чуть-чуть приоткроем для
Него свое сердце, немедленно входит туда, и тогда у нас есть все. Ведь Он
подобен солнцу, дитя мое, и как только ты немного раздвинешь шторы на окне его
свет и лучи немедленно проникают в комнату и согревают нас…
Очень
часто Старец мне говорил:
«Я
советую тебе всегда иметь любовь. Сначала любовь, а потом все остальное».
«Мы
должны любить в простоте сердца, точно так же мы должны и молиться».
«Я
не желаю чтобы вы приступали к Богу со страхом смертным. Нет, напротив, я хочу
чтобы вы делали это с великой любовью к Нему. Это – выше, детка».
Душа должна быть как
в притче пастушка, которая влюблена в пастуха
Однажды,
когда находился в Каллисии у Старца, ему сказали, что в Афинах устраивается
вечер, на котором будет выступать один святогорский игумен. Отец Порфирий
сказал мне, что он очень хочет вздохнуть святогорским воздухом, имея в виду
предстоящее выступление. На машине одного друга Старца мы по улице Асклипия
добрались до храма Святителя Николая, где проводилось собрание.
Зал
был переполнен, и главным образом студентами и студентками. Сначала выступил
один богослов, который достаточно хорошо изложил святоотеческие взгляды на
проблемы современности. Затем слово взял святогорский игумен, и духовное
воодушевление в зале дошло до предела.
Когда
он закончил, одному студенту пришла в голову мысль – попросить отца Порфирия,
которого он увидел сидящим согбенно в уголке, сказать им несколько слов.
Большинство собравшихся поддержало это предложение.
Геронда
казалось находился в замешательстве, он сказал, что не выступает на народных
собраниях, но «глас народа» вынуждает его говорить. Очень тихим, едва слышным в
зале голосом он сказал: «Я не выступаю, но только молю Бога просветить моего
послушника (имеется в виду выступавший игумен), чтобы Он дал ему слово». Однако
слушатели не пожелали ограничиться этими его словами, и просили сказать что –
нибудь еще.
Тогда
отец Порфирий спросил: «О чем вы хотите, чтобы я вам сказал?» «Как мы сейчас
можем проводить истинно христианскую жизнь?» – ответили собравшиеся. И Геронда
очень медленно начал говорить: «Многие говорят, что христианская жизнь трудна и
неприятна; но я считаю, что она легка и радостна, но при наличии двух вещей:
смирения и любви». Слушатели, многие из которых делали записи в своих
блокнотах, спросили:
«Как
мы можем, Геронда, стяжать смирение и любовь?»
Тогда
Старец стал говорить «в притчах», с присущим ему неподражаемым талантом
рассказчика:
«Я
расскажу вам, дети мои, одну историю. Некогда в горах жила одна пастушка,
которая пасла овец. Целый день она трудилась заботясь о стаде, выгоняя его на
пастбище, ведя на водопой, оберегая от диких зверей. Вечером она загоняла скот
назад в овчарню, доила маток и оставляла до утра. Когда же наступала ночь, и ее
родители засыпали, она, несмотря на сильную усталость, перебиралась через
ограду загона и бежала в темноте, пробираясь среди скал и колючих кустов к
заветному косогору, чтобы встретиться с пастухом, которого она любила.
И
когда она его видела, то была счастлива, не смотря на труды и жертвы на которые
она ради этого свидания. И даже, поскольку эта встреча с возлюбленным стоила ей
стольких трудов и жертв она была от этого еще более счастлива.»
Простите
мне, что я, монах, рассказываю вам о влюбленных, я делаю это для того, чтобы вы
лучше поняли то, о чем хочу сказать. Так и душа должна иметь своим возлюбленным
Христа, чтобы быть радостной, как пастушка, которая влюблена в пастуха. Но что
такое человеческая любовь перед любовью божественной?
Эта
любовь ложная и временная, тогда как божественная любовь истинная и вечная.
Душа, которая любит Христа всегда радостна и счастлива, что бы с ней ни
случилось, каких бы трудов и жертв ей ни стоила эта ее божественная любовь. И
даже чем больше она трудится и жертвует ради ее возлюбленного Христа, тем
большее счастье испытывает.
Душа
любит Христа когда она знает и исполняет Его заповеди. Когда душа возлюбит
Христа, она начинает любить и людей, она не может их ненавидеть. В душу,
которая любит Христа не может войти сатана. Вот к примеру возьмем сейчас нашу
аудиторию: предположим, что мы все здесь собравшиеся – хорошие люди.
Если
вдруг теперь в дверях покажутся хулиганы, и захотят войти внутрь, то они не
смогут этого сделать, потому что зал уже заполнен нами. Так и в душу, которая
полна Христом, не может войти и поселиться дьявол, сколько бы он ни
старался, потому что он там не помещается, там нет для него свободного места.
Так мы сможем вести истинно христианскую жизнь».
Все
собравшиеся были глубоко тронуты простыми но проникновенными словами Старца.
Спустя несколько дней после этого вечера я вновь посетил отца Парфирия в
Каллисии. Между прочим я рассказал ему о том, с каким глубоким удовлетворением
молодежь, и те кому они потом пересказывали услышанное, восприняли его слова и
пример с пастушкой.
Геронда
был рад моим словам, и сказал: «Благословение Божие да пребудет на них. Ты
знаешь, дитя мое. Я не выступаю в аудиториях, на собраниях. Меня вынудили
сказать что-то. Ты знаешь, эта пастушка приходила ко мне на исповедь. Все было
так, как я рассказывал. «Геронда, – спросил я, – так значит эта история с
пастушкой действительно имела место?» «Ну конечно» – ответил отец Порфирий.
На
меня произвело большое впечатление то, как удачно Геронда использовал в своих
иносказаниях события повседневной жизни, чтобы таким образом сделать доступным
пониманию брани в борьбе за вечность.
Геронда,
говоря о любви божественной и о любви к человеку был рассудителен, и избегал их
сектанского отделения друг от друга. Он не говорил только лишь о божественной
любви, или только лишь о человеческой любви, потому что в первом случае мы
пришли бы к обездуховленной отчужденности от человека а в конце концов и от
Бога, а во втором – к гуманистическому отчуждению от Бога, а в конечном счете и
от человека.
Геронда
всегда говорил об их православном сочетании в образе вертикальной и горизонтальной,
крестообразно пересекающихся линий – любви в теле Церкви. Он учил этому не в
виде абстрактных поучений, но совершенно конкретно, на примерах главных событий
личной жизни каждого.
Любовь требует жертв
Любовь
Старца не имела границ, она была безгранична. Она распространялась на всех
детей Божиих, на всех людей, на друзей и врагов. Он говорил мне: «В венце нашей
любви к друзьям есть разные примеси (расчет, взаимность, тщеславие, слабость,
пристрастная симпатия), тогда как венец нашей любви к врагам – чист». Еще он
говорил: «Наша любовь во Христе должна достигать всюду, проникать даже к хиппи
в Маталу.
Я
очень хотел туда сходить, не для того чтобы им сказать проповедь, или
чтобы их упрекать в чем – то, но чтобы пожить вместе с ними «без грехов» и дать
возможность любви Христовой, которая преображает, поговорить самой. Я встречал
хиппи, и очень их жалел. Они были как «овцы не имеющие пастыря» (Мф. 9, 36).
Относительно
моих связей в обществе он говорил: «Не надо осуществлять свой христианский
подвиг путем проповедей и споров, но путем настоящей, сокровенной любви. Когда
мы вступаем в спор, люди начинают противостоять. Когда же мы их любим, это их
трогает, и они становятся на нашу сторону.
Когда
мы любим, то нам кажется, что мы что-то преподносим другим, тогда как на самом
деле, мы предлагаем это нечто в первую очередь самим себе. Любовь требует
жертв. Смиренно будем жертвовать чем – то своим, что на самом деле вовсе не
наше, но Божие».
Конечно,
Старец глубоко переживал, то есть «проживал», свое общение с Богом в лице
Иисуса Христа. Поэтому то он и был исключительно церковным человеком.
«Христос
это Церковь, и Церковь это Христос, который воспринял всех нас в Себе Самом.
Когда ты любишь Христа, тогда ты вместе с этим любишь и людей, не спрашивая,
достойны ли они любви, и даже не задаваясь вопросом примут они ее или же
отвергнут. Если ты желаешь встретить Христа, то ты найдешь Его в Церкви, потому
что здесь все человечество соединено с Богом в Лице Христа. Невозможно иметь
общение со Христом находясь в плохих отношениях с людьми.»
Это
и многое другое обычно говорил нам Геронда очень просто, но благодатно,
радостно и приятно, как только он один мог говорить. Своим примером он учил
нас, что наша любовь ко Христу проходит через людей. Он говорил: «Наше спасение,
Царство Божие, рай – это Сам Христос, то есть – Церковь».
Когда я стал монахом,
я поверил, что смерти нет
Церковь
– это новая жизнь во Христе. – Так всегда учил Старец. – В Церкви нет
смерти, нет ада. Евангелист Иоанн говорит: «Кто соблюдет слово Мое, тот не
увидит смерти вовек» (Ин. 8, 51). Христос упраздняет смерть. Кто входит в
Экклесию, тот спасается, становится вечным. Жизнь одна, бесконечное
продолжение, не имеющее конца, не имеющее смерти.
Тот,
кто по истине следует заповедям Христовым, не умирает никогда. Он умирает по
плоти, умирает для страстей и сподобляется еще в этой жизни жить в раю, в нашей
Церкви, а потом – в вечности. Благодаря Христу смерть становится
мостом, который мы перейдем однажды, чтобы продолжать жить в невечернем свете.
И
я, с тех пор как стал монахом, поверил, что смерти нет. Это я ощущал и ощущаю
всегда, что я – вечный, бессмертный. Как это здорово!
В
Церкви, которая обладает спасительными таинствами, нет места отчаянию. Мы можем
быть великими грешниками. Но мы исповедуемся, священник читает над нами
молитву, мы получаем прощение и приближаемся к бессмертию, совершенно без
всякого стресса, без какого – либо страха.
Полюбив Христа, мы
должны войти в Новую Жизнь
Полюбив
Христа, мы должны научиться жизнью Христовой. Если мы по благодати Божией
достигнем этого, то окажемся в другом состоянии, будем находиться в завидном
состоянии. Для нас не существует какого-либо страха: ни смерть, ни диавол, ни
ад. Все это существует для тех людей, которые вдали от Христа, для нехристиан. Для
нас, христиан, творящих волю Его, этих вещей не существует.
То
есть они, конечно, есть, но тогда, когда человек приобретает ветхого
человека «со страстями и похотями» (Гал. 5, 24). Христианин не
придает никакого значения ни диаволу, ни злу. Это его не волнует.
Единственное,
что его волнует, – это любовь, служение Христу и своему ближнему. Если мы
достигнем той степени, чтобы почувствовать радость, любовь, служение Богу без
всякого страха, то будем в состоянии сказать: «И уже не я живу, но живет
во мне Христос» (Гал. 2, 20).
И
никто не может нам помешать войти в это таинство! – убеждал Старец
Служа
Богу, человек оказывается в раю! – Так учил Старец. – Если познаешь и возлюбишь
Христа, будешь жить в раю. Христос – это рай. Рай начинается уже
отсюда. Церковь – это земной рай, подобный тому, что на небе. Рай, который на
небе, такой же, как и тот, что на земле. Там все души едины, как Святая Троица:
три Лица, но едины и составляют одно.
Главная
наша забота – посвятить себя Христу, соединиться с Экклесиею. Если войдем в
любовь Божию, войдем в Церковь. Если не войдем в Церковь, не станем едино со
здешней, земной Экклесиею, то существует опасность, что потеряем и небесную.
И
когда говорим небесное, не будем думать, что там найдем иную жизнь с цветами и
садами, горами, водой и птицами. Там нет земных красот. Там нечто иное, гораздо
более высокое. Но чтобы приблизиться к чему-то иному, нужно пройти через эти
земные образы и красоты.
Кто
живет во Христе, тот становится с Ним едино, с Его Церковью. С земной
точки зрения, он переживает Божественное безумие (трела)! Жизнь эта совсем
иная, чем у других людей. Это радость, это свет, это веселие, это взлет. Вот в
чем заключается жизнь Церкви, жизнь по Евангелию, Царство Божие.
«Царствие
Божие внутрь вас есть» (Лк. 17, 21). Христос входит в нас, и мы – в Нем.
Это бывает так же, как кусок железа, который помещают в огонь. В огне он и сам
становится огнем и светом. А вне огня – снова темное железо, тьма.
В
Церкви происходит Божественное соитие (и фиа синусия), мы становимся обоженными…
Когда мы со Христом, как бы входим в свет – мы во свете. А когда мы пребываем
во свете, то там нет тьмы.
Но
свет светит не всегда. Это зависит от нас. Так бывает и с железом, которое вне
огня становится темным. Тьма и свет не сочетаются. Никогда мы не можем иметь и
свет и тьму одновременно. Или свет, или тьма. Когда зажигаешь свет, тьма
исчезает… – Часто повторял Старец.
На Святой Горе я
научился православному духу, глубокому святому, молчаливому, без раздоров, ссор
и осуждения
Чтобы
сохранить свое единство, мы должны слушаться Церкви, ее епископов. Слушаясь
Церкви, мы слушаемся Самого Христа. Христос хочет, чтобы мы стали одним стадом
с одним пастырем (см. Ин. 10, 16).
Будем
переживать за Экклесию, будем сильно любить ее. Не будем терпеть того, чтобы
осуждали Ее представителей. Каков православный дух? На Святой Горе я научился
православному духу, глубокому святому, молчаливому, без раздоров, ссор и
осуждения.
Не
будем верить тем, кто осуждает клириков! – Такой всегда была
позиция Старца. – Даже если своими глазами увидим, что какой – нибудь
клирик делает что – либо предосудительное, не будем этому верить, не будем об
этом думать и разносить повсюду. То же и в отношении к мирским членам Церкви, к
каждому человеку. Все мы – Церковь.
Когда
Церковь осуждают за ошибки Ее представителей с той целью, чтобы якобы помочь
исправлению, то совершают огромную ошибку. Такие люди не любят Церковь. Не
любят, конечно, и Христа. Мы тогда любим Церковь, когда своей молитвой объемлем
каждый из Ее членов, и делаем то, что делает Христос: жертвуем собою,
бодрствуем, делаем все, как и Он, Который, «будучи злословим,...не
злословил взаимно; страдая, не угрожал» (1 Петр. 2, 23).
В чем наше
Православие?
Будем
также обращать внимание и на устав, жить таинствами, особенно таинством
Божественного Причащения. – Так проповедовал Старец. – В этом – Православие.
Христос приносит Себя Церкви в таинствах, особенно же в таинстве Божественного
Причащения. Я расскажу вам об одном посещении Божием меня, смиренного, чтобы вы
увидели благодать таинств.
Когда
– то давно я сковырнул на спине у себя прыщик, который у меня сильно болел. Он
был очень маленьким, как шляпка у гвоздя. Боль распространилась на большую
площадь по левой стороне спины и была несносной. У меня в келий в Милеси мы
совершили елеосвящение.
У
меня болела спина, мне крестообразно помазали освященным маслом прыщик, и боль
тут же утихла. И этим посещением Божиим я так был доволен, что, кто бы ко мне
ни приходил, я говорил:
–
Возьми этого масла. Что бы у тебя ни болело, мажь им.
Прошу
прощения, что рассказываю это, но делаю это во славу Божию…
Надейся на Бога – вот
где ключ
Можно
было что-то сказать по телефону, но там время было ограничено и было очень
сложно попасть так, чтобы линия была свободна. Если мне удавалось дозвониться до
Старца днем, то у него всегда было много людей, и он не мог разговаривать по
телефону. Поэтому он сказал мне чтобы я звонила ему в два часа ночи, или же в
пять часов утра.
Но
когда я стала звонить в два часа, телефон снова был занят, и дозвониться было невозможно.
В это время, как Геронда мне говорил, ему звонили из Америки и других стран,
где в результате разницы времени было утро.
Когда
я стала звонить в пять, то столкнулась с теми же самыми трудностями, потому что
в это время Старцу звонили со Святой земли, с Афона. В это время ему звонили
многие монахи и священники.
Все
эти тщетные попытки вызывали у меня возмущение и раздражали. Но Геронда все это
видел по благодати данной ему от Бога. Поэтому когда в конце концов мне удалось
с ним поговорить, он сделал мне замечание и посоветовал находиться в спокойном,
мирном устроении. В ответ на это я стала сетовать, что теперь, когда он вступил
в контакт с архиереями, я осталась в стороне.
Мы
начали спорить, Геронда старался показать мне что в наших отношениях ничего не
изменилось, но его возраст, переутомления и болезни вынуждают его изменить свое
поведение в целом по отношению ко всем, чтобы еще немного пожить здесь к нашей
обоюдной пользе.
–
Что мне делать? Ведь я так сильно болею. И я всем нужен. Но я уже не
справляюсь, и на меня обижаются. И даже ты на меня обижаешься. И по своему ты
права. Ты вспоминаешь, как хорошо было раньше, и что стало сейчас. Может ты
думаешь что я тебя чуждаюсь? Но если я не могу, что мне делать? Ответь мне.
Хочешь чтобы я умер?
–
Нет, Геронда, нет. Подальше от меня такие мысли. Просто я так настойчиво прошу
вас помочь мне разрешить мои трудности. Потому что, как вы знаете они принимают
затяжной характер. И чем дальше, тем они становятся все более острыми и
нестерпимыми.
–
Я молюсь!
–
Молитесь, Геронда, но никаких результатов не видно.
–
Надейся на Бога, детка, – вот где ключ…
Переживание может
быть, но отчаяние – никогда!
Образ
старца Порфирия, который, спустя вот уже около двадцати лет, возникает передо
мной полон умиротворения и всегда желанен. Я не помню чтобы Геронда когда –
либо был жестким, или ругал тебя.
–
Он был Старцем любви.
–
Когда он хотел что-либо сказать, то говорил это без какой-либо строгости. Его
голос… «будь благословен…» – он очень часто произносил эти слова. Ко всем он
обращался так: «Какой ты хороший…; какая ты хорошая…». Он создавал атмосферу
умиротворения – покоя…
–
Да, как много раз он говорил: «Христос – ваш друг, Он любит вас, Он не пугает
вас вечными адскими муками».
В
своих беседах Старец особое внимание уделял таинству исповеди. Он говорил:
«Когда
ты находишься в Церкви, тогда нет места отчаянию, что бы ты не совершил, что бы
с тобой ни случилось.
Отчаянию
нет места. Переживание может быть, но отчаяние – никогда!
Бог
в таинстве исповеди помогает тебе преодолеть все то, что может довести тебя до
крайних пределов отчаяния. Геронда всегда говорил о значимости священника, о
деснице иерея… как будто из нее исходит божественная благодать.»
Очень
часто отец Порфирий всю ночь принимал тех, кто находился уже на грани
самоубийства, или же приближался к пограничным стадиям близким к помрачению
рассудка и духовному повреждению. Вместе с ними он просиживал до рассвета и
благодаря его любви, исходящей от него благодати и его молитвам, все беды
исчезали как сон.
«Если
ты не можешь продвигаться вперед, то хотя бы не отступай назад», – сказал мне
однажды отец Порфирий, когда я упрямо стала говорить, что снова повторю этот
грех.
«В
любом деле, которое ты предпринимаешь, знай, что тебя ждет множество
препятствий, и ты будешь скорбеть. Однако не отступай, но молись, и Бог
устранит все преграды и скорби, и ты достигнешь успеха».
«Жив
Бог. Когда ты теряешь всякую надежду, Он посылает тебе нечто такое, что ты
никак не ждешь… надо только верить в Него и любить Его. Как и Он нас любит и
заботится о нас – как каждый отец о своих детях. Мы все являемся чадами
Божьими. И все то доброе, что у нас есть, мы имеем от Бога. Это Его дар. Не
слышал ли ты в Церкви: «всякое даяние благо, и всяк дар совершен свыше
есть» (Иак.1:17).
Наша религия – это
любовь
Наша
религия – это религия религий, религия откровения, подлинная, – пояснял Старец.
– Это истинная религия. Другие религии – человеческие, пустые. Они не ведают
величия Триипостасного Бога. Они не знают, что наша цель, наше предназначение –
стать богами по благодати, уподобиться Триипостасному Богу, стать едиными с Ним
и между собой.
Этого
не знают другие религии. Конечная цель нашей религии – да будут едино. В этом
заключается исполнение дела Христова. Наша религия – это любовь, это
Божественная ревность, воодушевление, это жажда Божественного. Все это заложено
внутри нас. Достижение этого – естественная потребность нашей души.
Если не понять
религию в ее глубине (вафос), если не жить ею, то благочестие (треския)
превращается в психическую болезнь, причем в ужасную болезнь
Но
для многих религия – это борьба, беспокойство и стресс. Поэтому многих
«религиозных» людей считают людьми несчастными, потому что видят, в каком
плачевном состоянии они находятся. И это действительно так. Если не понять
религию в ее глубине (вафос), если не жить ею, то религия превращается в
болезнь, причем в ужасную болезнь…
Настолько
страшную болезнь, что человек теряет контроль над своими поступками, становится
безвольным и бессильным, испытывает беспокойство и стресс, он руководствуется
злым духом. Он кладет поклоны, плачет, взывает, как бы смиряется, но все это
смирение – ничто иное, как появление сатанинской энергии…
Я
не побоюсь сказать, что для таких людей их внешнее выражение благочестия
(триския) поистине становится пыткой – одной из разновидностей адского мучения
уже здесь, на земле…
В
церкви они кладут поклоны, крестятся, говорят: «Мы грешные, недостойные», – но
лишь только выйдут на улицу, начинают говорить хулу, если кто-нибудь пусть даже
немного им досадит. Тут и становится очевидно, что в них – демон…
Самым главным
условием того, что человек разглядит истину, является смирение
В
действительности, христианская религия преображает и исцеляет человека. Но
самым главным условием того, что человек воспримет и разглядит истину, является
смирение. Эгоизм помрачает ум человека, запутывает его, ведет к прелести и
ереси.
Очень
важно, чтобы человек постиг истину! – восклицал Старец
В
древности люди, находясь в первобытном состоянии, не имели ни домов, ничего.
Они входили в пещеры, где не было окон, вход закрывали камнями и ветками, чтобы
не задувал ветер. Они не понимали, что снаружи – жизнь, кислород.
В
пещере человек портится, заболевает и разрушается, а снаружи оживает. Ты можешь
постичь истину? Тогда ты на солнце, в свете, ты видишь все величие. В противном
случае ты – в темной пещере. Свет и тьма – только два варианта, третьего не
существует.
Что
тебе лучше? Быть кротким, смиренным, спокойным, мирным, иметь в себе любовь или
быть нервным, унылым и со всеми ссориться, наносить раны другим (дапликтизесе)?
Конечно, любовь выше. Наша религия имеет все эти блага и является истиной.
Но
многие стремятся к чему-то другому…
Те,
кто отрицает эту истину, душевно больные люди. Они как больные дети, у которых
не было родителей или родители которых развелись или их ругали. Эти дети
становятся неприспособленными, не могут адаптироваться к жизни (апросармоста).
И в ереси попадают все запутавшиеся люди. Запутавшиеся дети запутавшихся
родителей. Но все эти запутавшиеся и неприспособленные люди имеют силу,
настойчивость и достигают многого.
Они
подчиняют себе нормальных и спокойных людей, поскольку влияют и на других,
подобных себе, берут верх над миром. Потому что их больше и они находят себе
последователей. Есть и другие люди, которые в то время, как не отрицают истины,
не могут ей следовать, потому что сами – душевно больные и запутавшиеся
(бердемени)…
Главное, главнейшее
(усиаситкотеро) в христианстве: научиться пройти через внешние формы к сущности
(усиа)
Грех
совершенно дезориентирует душу человека – пояснял Старец. – И эту путаницу не
изгнать ничем… Только свет Христов все проясняет…. Даже наше первое движение –
и то делает Христос: «Придите ко Мне все труждающиеся…» (Мф. 11, 28).
Потом мы, люди, своим благим произволением принимаем этот свет. Наше доброе
произволение выражается в нашей любви к Нему, в молитве, в участии в жизни
Церкви, в таинствах.
Часто
ни труд, ни поклоны, ни крестное знамение не привлекают благодать. В этом
заключена одна из глубочайших тайн христианства. Главное, главнейшее
(усиаситкотеро) в христианстве: научиться пройти через внешние формы к сущности
(усиа). А для этого путь таков: все, что делается, пусть делается по любви…
Есть
еще кое-что важное. Любовь все оживляет жертвенностью, все превращает в жертву
Богу. Ведь тому, что ты делаешь насильно, противится душа. Любовь привлекает
благодать Божию. Когда придет благодать, приходят дары Духа Святого. «Плод
же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,
кротость, воздержание» (Гал. 5, 22–23). Это то, что должна иметь здоровая душа
во Христе.
Человек
со Христом становится благодатным, живет, возвышаясь над злом. Зло для него не
существует. Существует лишь благо, Бог. Зло не может существовать. То есть
поскольку он имеет свет, то не может иметь тьму. И тьма не может окружить его,
потому что он имеет свет.
Божественное
вожделение (эротас)
Кто
любит мало, тот и дает мало, – указывал Старец. – Кто любит больше, дает
больше. А кто любит очень сильно, то что может дать равноценного? Он отдает
самого себя!
Христос
– это радость, это свет истинный, это счастье. Христос – наша надежда. Что
такое отношения (и схеси) со Христом? – это любовь, Божественное вожделение,
горение (эротас), воодушевление, жажда (лахтара) Божественного. Христос – это
все.
Он
– наша любовь (агавпи), наше Божественное вожделение (эротас). Вожделение
(эротас) Христово – это непрекращающаяся жажда (лахтара), жажда нерасторжимая,
источающая радость.
Радость (хара) – это
Сам Христос
Радость
(хара) – это Сам Христос! – восклицал Старец. – Это такая радость, которая
делает тебя другим человеком! Это духовное безумие (трела), но во Христе. Это
духовное вино, которое опьяняет, как чистое, неразбавленное вино. Как говорит
Давид: «Умастил еси елеом главу мою, и чаша Твоя упоявающи мя яко
державна» (Пс. 22, 5). Духовное вино чистое, без примесей, очень крепкое,
и, когда пьешь его, оно тебя опьяняет. Это Божественное опьянение – дар Божий,
который подается чистым сердцем (Мф. 5, 6).
Вы
можете поститься столько, сколько сможете; делайте столько поклонов, сколько в
ваших силах; бдений совершайте столько, сколько в ваших силах, но надо это
делать так, чтобы быть радостными! Имейте радость Христову!
Это
та радость, которая простирается на века, которая имеет вечное веселие. Это
радость Господня, которая подает надежную тишину, тихую сладость и всесладкое
блаженство. Это всем радостям радость, потому что превосходит всякую радость.
Христос желает и с радостью расточает эту радость, чтобы верующих обогатить
Своей радостью. Я желаю, «чтобы радость ваша была совершенна» (Ин. 16, 24).
Что такое Рай?
Скажи
мне, что такое Рай? – Спрашивал Старец. – Это Христос! – говорил отец Порфирий.
– Когда ты любишь Христа, тогда не смотря на все ощущение своей греховности и
своих немощей, у тебя есть уверенность в том, что ты преодолел смерть, потому
что ты находишься в единстве (кинония) любви Христовой. Да сподобит нас Бог
видеть Лик Господень и здесь, на земле, и там, куда мы отправимся!
Господь
никогда и нигде нас не оставляет. С того момента, как Он пришел на землю и
родившись от Пресвятой Девы Богородицы стал Богочеловеком, Он всегда с нами.
Если
бы мы увидели, как нас любит Христос, и что Он для нас делает, то помутились бы
рассудком от безмерной радости. Мы остались бы в Его отверстых дланях, и нам бы
уже ни до чего не было дела.
Если ты влюблен…
Если
ты влюблен (агапаис), то можешь жить на центральной площади Афин Омонии и не
знать, что находишься на Омонии, не видеть ни машин, и людей, ничего. Ты – в
себе со своим любимым. Ты живешь им, наслаждаешься, он тебя вдохновляет. Разве
это не так?
Теперь
представьте, что тот, кого вы любите, – Христос. Христос в твоем уме, Христос в
твоем сердце, Христос во всем твоем существе, Христос повсюду!
Христос
– это жизнь, это источник жизни, источник радости, источник истинного света,
это все. Кто любит Христа и других людей, тот поистине живет подлинной жизнью
(зи ты зои). Жизнь без Христа – это смерть, это мучение, это не
жизнь…
Ад
– это и есть отсутствие любви (агапи) то есть мучение. Жизнь – это Христос.
Любовь – это жизнь Христова. Или ты будешь пребывать в жизни, или в смерти.
Третьего не бывает. Выбор зависит от тебя!
–
Я всех люблю… поэтому не устаю молиться!
Так
я молюсь за всех, и за тех, кто уезжает отсюда так и не увидев меня. Я молюсь
за всех вообще, а за некоторых – поименно.
–
И вы не устаете? Столько людей… Как вы выдерживаете? – спросили мы Старца.
–
Я их люблю… поэтому не устаю молиться. Хочу всем им помочь, но не могу и из-за
этого переживаю. Я говорю непрерывно целый день, так что во рту у меня все
пересыхает. С 4 или 5 часов утра я начинаю говорить. Вот сегодня в 5 утра мне
позвонил игумен одного монастыря на Святой Горе Афон, затем один владыка с
Крита.
Позавчера,
в полночь мне позвонил один человек с острова в Тихом океане. Понимаешь? В то
время, как я нахожусь здесь, духом я был там. Он рассказывал мне о своих
дочерях. На счет одной из них я кое-что ему посоветовал… Этот человек весьма
обрадовался. Я сказал ему, пусть звонит мне еще.
Когда
я утомляюсь, то закрываю лицо и только лишь благословляю приходящих. И народ
приходит, ты знаешь, издалека, позавчера были из Александрии, из Киато, со всей
Греции, и из-за границы.
У
людей – большие проблемы. Что делать… стараюсь. Но не могу все время говорить.
Они расстраиваются, уходят, а потом идут слухи…
Игумен
монастыря «Параклит» советует мне всех принимать. Хоть немножко поговорить с
каждым, или хотя бы только благословить. Ты знаешь, никто не сможет
удовлетворить такое количество людей. Таким образом некоторые могут сегодня
называть меня святым Старцем, а завтра газетчики могут написать, что народ
мною не доволен, и что я прельщаю людей.
Будем любить Христа
забывая себя
Будем
любить Христа! – Упрашивал Старец. – Он – единственная наша надежда и
забота. Будем любить Христа лишь ради Него Самого, забывая себя. Никогда ради
себя! Пусть Он поставит нас туда, куда пожелает. Пусть даст нам то, чего Сам
хочет. Не будем любить Его за Его дары.
Это
эгоизм говорить: Христос поместит меня в самую прекрасную обитель, которая у
Него есть. Христос приготовил ее, об этом говорит Евангелие:«В доме Отца Моего
обителей много ...чтобы и вы были, где Я» (Ин.14:2–3)говорить так: «Христе
мой, пусть будет так, как пожелает Твоя любовь, лишь бы жить мне в Твоей
любви».
Я,
окаянный, что могу сказать вам… я весьма немощен. Я не достиг великой любви ко
Христу, чтобы томилась по Нему душа моя. Чувствую, что весьма далек от этого.
Такое у меня ощущение. Я не достиг того, чего желаю, не имею опыта этой любви.
Но
не отчаиваюсь. Вверяю себя любви Божией, говорю Христу: «Я знаю, что недостоин.
Пошли меня туда, куда пожелает любовь Твоя. Этого я желаю и хочу. Всю жизнь я
служил Тебе».
Пусть тебя не
беспокоит, любят тебя или нет. Только ты сам люби!
Ты
люби всех! – Советовал Старец. – Но в то же время внимательно внутри себя тайно
храни молитву
Счастлив
тот монах, который научился всех любить втайне. Он не требует любви от других,
его не интересует, любят его, или нет.
Ты
же люби всех, и внимательно внутри себя тайно храни молитву (просевху мистика),
только непрестанной молитвой ты сможешь удержать эту любовь… Изливай свою
любовь на всех. И придет час, когда ты уже не будешь понуждать себя к любви. И
ты почувствуешь, что все тебя любят.
В
одной мирской песне есть такие слова:
Не
ищи моей любви
Любить
нельзя заставить!
Ты
недра сердца оживи
Любовь
там прорастает!
Примени
это к духовной жизни и не ошибешься! А как?
Ты
должен так молитвой оживить свое сердце, чтобы любовь естественным образом
(фисика) изливалась из него.
Некоторые
из монашествующих, особенно монахини говорят:
–
Ты любишь меня?
–
Почему ты меня не любишь?
Как
можно до такого дойти! Как это далеко от любви Христовой! Это нищета, духовная
нищета, это значит – человек внутри совершенно пустой…
Пусть
тебя никогда не беспокоит, любят тебя или нет. Только ты сам будь преисполнен
Христовой любовью ко всем. И тогда таинственно происходит перемена, все в целом
меняется. Это и есть самая лучшая миссионерская деятельность. Попробуй, а потом
позвони и расскажи мне о результатах».
В любви исчезает
одиночество
Когда
найдешь Христа, то тебе будет всего достаточно (арки)! – Убеждал Старец. –
Больше ты ничего не хочешь, ты успокаиваешься… Ты становишься другим человеком!
Везде,
где есть Христос, там пребываешь и ты! Ты живешь среди звезд, живешь в
беспредельном пространстве, бываешь на небе с ангелами, со святыми, и бываешь
на земле с людьми, с растениями, с животными – со всем. Ты входишь в это живое
единство….
Где
есть любовь ко Христу, там исчезает одиночество (монаксья). Тогда человек
становится умиротворенным, исполненным радости: ни тоски, ни болезни, ни
давления, ни стресса, ни угрюмости, ни мучении.
Христос
пребывает во всех твоих мыслях, во всех твоих делах. Тогда у тебя есть
благодать, тогда ты можешь все претерпеть ради Христа. Можешь даже пострадать
несправедливо, перенести несправедливости ради Христа. Более того (малиста) ты
все это делаешь с радостью!
Как
страдал Он, так и ты можешь пострадать – несправедливо. Ты избрал Христа, чтобы
не страдать? Что говорит апостол Павел? «Радуюсь в страданиях моих» (Кол. 1, 24).
Вот в чем заключается наша религия: чтобы душа наша пробудилась и возлюбила
Христа, чтобы стала святой, чтобы предавалась одной лишь Божественной любви.
Тогда возлюбит ее и Он…
Великое лекарство
А
теперь я скажу вам нечто сокровенное! – воскликнул Старец.
А
теперь я скажу вам нечто сокровенное… Когда Христос входит в сердце, жизнь
меняется. Христос – это всё. В ком живет Христос, тот переживает такое, что
нельзя выразить: святые и сокровенные вещи. Такой человек переживает великую
радость. Поверьте мне! Это правда! Это переживали подвижники на Святой Горе.
Они непрестанно с жаждой шепчут молитву: Господи Иисусе Христе…
Когда
Христос входит в сердце, страсти исчезают. Тогда ты не можешь ни ругаться, ни
ненавидеть, ни мстить, не можешь сделать ни того, ни другого… Откуда взяться
ненависти, антипатии, осуждению, эгоизму, унынию и стрессу?
Царствует
Христос и жажда невечернего света. Эта жажда рождает в тебе понимание, что
смерть – лишь мост, который ты минуешь за одно мгновение (в русском переводе
неточно: который ты в какой – то момент перейдешь), чтобы продолжить жизнь со
Христом. Ты это чувствуешь! Здесь, на земле, существует одно препятствие,
поэтому требуется вера…
Этим
препятствием является телесная оболочка (сома – т. е душевно – телесная жизнь),
в то время как после телесной смерти вера упраздняется и ты видишь Христа так
же, как видишь солнце. В вечности, конечно, эти переживания будут более
сильными!
Но
когда ты не живешь со Христом, тогда живешь в тоске, в скорби, в стрессе, в
душевной тесноте, проводишь не ту жизнь. Тогда появляется много аномалий и в
организме, которые влияют на тело, деятельность желез внутренней секреции,
печени, желчи, поджелудочной железы, желудка.
Тебе
говорят: «Чтобы быть здоровым, пей с утра молоко, съешь яичко, маслица и два –
три сухарика». Но если ты живешь правильно, если возлюбил Христа, то и с одним
апельсином и одним яблоком ты в полном порядке.
Великое
лекарство – предать себя ревностному служению Христу. Все исцеляется, все
начинает работать нормально. Любовь Божия все изменяет, все преображает,
освящает, исправляет и обновляет (метастихионе)!
Душа
наша получит великое утешение, если возжаждет (лахтара) Христа. Тогда мы не
будем заниматься ежедневными и низкими вещами, а будем жить вещами духовными и
высшими, – будем жить в духовном мире.
Когда
живешь в мире духовном, тогда живешь в мире ином, которым наслаждается и
которого жаждет (лахтарае) твоя душа. Но ты не равнодушен и к человеку, ты
желаешь, чтобы и он обрел спасение, свет и святость, чтобы все вошли в Церковь.
Молитва Иисусова, как
ее творить?
Очень
часто Старец повторял, что «Бог это все», и говорил что без молитвы к Богу не
бывает ничего. «Молитва, – наставлял он, – является матерью всех благ, лишь бы
она всегда совершалась со смирением, была совершенно лишена эгоизма и полна
любви ко Христу».
Один
новоначальный святогорский монах посетил старца Порфирия в Оропосе и в беседе
спросил его:
–
Геронда, я хотел бы услышать от вас что-нибудь о молитве Иисусовой. Как ее
творить? Одни говорят, что надо удерживать дыхание, другие, что надо сидеть на
низкой скамеечке, опустив голову на грудь и таким образом удерживать ум от
рассеяния и много тому подобного. Итак, я хочу чтобы вы, имея опыт, сказали
мне, как творить Иисусову молитву.
–
Я, чадо мое, – ответил Геронда, – не знаком с этими вещами. Но я знаю одну
историю, из которой ты, когда я тебе ее расскажу, ты сам все поймешь.
Одна
молодая девушка была моей духовной дочерью. Она очень меня любила и всегда со
мной советовалась и была очень послушна. Она поступила в университет. Однажды
она приехала ко мне и говорит:
–
Геронда, я вчера была на именинах у своей подруги и там познакомилась с одним
парнем. Я так к нему расположилась, так его полюбила, что не могу его забыть и
хочу найти его и сказать ему, что хочу чтобы мы создали семью. Поэтому я и
пришла к вам, чтобы спросить у вас совета.
–
Выслушай меня, детка, – ответил я. – Не впутывайся сейчас в это, иначе вся твоя
учеба пойдет кувырком. Потерпи, пока не окончишь университет, а потом у тебя на
это будет вся жизнь.
Она
послушалась меня и ушла. Через неделю приходит снова и говорит:
–
Геронда, вы знаете как крепко я вас люблю. Я стараюсь выбросить этого парня из
головы и не могу. Все время думаю о нем…
Я
дал ей еще несколько советов и она ушла. Спустя неделю она снова пришла и
говорит:
–
Геронда, сейчас я пришла уже не для того чтобы посоветоваться с вами. Я пришла
просто, чтобы сказать вам, что сегодня поеду к нему, потому что я не могу жить
без него. Я его полюбила: сажусь читать – не могу, потому что думаю о нем; иду
готовить – снова о нем вспоминаю. И вообще, как я ни старалась, как не
боролась, не могла выбросить память о нем из головы…
Видишь,
эта девушка лишь один раз увидев юношу, вложила его образ в свой ум, в свое
сердце, а затем как ни старалась извлечь его оттуда, так и не смогла, все ее
старания оказались тщетными.
А
мы сейчас стараемся найти способ для того чтобы полюбить Бога, Который оказал
нам столько благодеяний! Я не знаю эти методы со скамеечкой, удержанием дыхания
и т. д. Мне нравится только один способ, о нем я и сейчас и рассказал тебе…
Любовь и пресыщение
Всегда
Старец различал мирскую и духовную любовь:
Любовь
ко Христу – это нечто отличное от мирской любви… Она не имеет конца, не имеет
насыщения. Она дает жизнь, дает силу, дает здоровье, дает, дает, дает… И чем
больше дает, тем больше человек хочет любить, в то время как человеческая
любовь может растлить человека, помрачить его рассудок.
Когда
мы полюбим Христа, всякая иная любовь отступает. Любая другая любовь имеет
пресыщение. Любовь же Христова не знает сытости. Плотская любовь имеет
пресыщение. После нее может начаться ревность, ссоры, вплоть до убийства. Она
может превратиться в ненависть.
Любовь
же во Христе не изменяется. Любовь мирская длится недолго и постепенно угасает,
в то время как Божественная любовь все время увеличивается и углубляется. Любая
другая любовь может довести человека до отчаяния.
Но
Божественная любовь возводит нас в сферу Божию, дарует нам покой, радость и
полноту. Другие наслаждения утомляют, в то время как этой любовью никогда не
насытиться. Это наслаждение ненасытимое, которое никого и никогда не отягощает.
Это крайнее благо.
Насыщение
в любви ко Христу появляется лишь в одной точке – когда человек соединится со
Христом. Он любит, любит, любит, и чем больше любит, тем больше видит, что
хочет еще любить. Он видит, что еще не соединился, еще не предался любви
Божией. Он непрестанно питает желание, стремление, радость, чтобы достичь
крайнего желания – Христа.
Все
время постится, все делает поклоны, все молится и, однако, не удовлетворяется.
Он не понимает, что уже достиг этой любви. Он не чувствует, что то, к чему он
стремится, наполнило его, что он получил это, он не ощущает, что живет этим.
Порфирий Кавсокаливит
ИСТОЧНИКИ
И ЛИТЕРАТУРА
1.
Преподобный Порфирий Кавсокаливит. “Поучения”
Комментариев нет:
Отправить комментарий