Глава 6: О терпении
«Терпением
вашим спасайте души ваши» (Лк.21:19).
«Ибо то
угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая
несправедливо. Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за
проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу. Ибо вы к
тому призваны» (1
Петр 2:19–21).
«Итак,
братия, будьте долготерпеливы до пришествия Господня. Вот, земледелец ждет
драгоценного плода от земли и для него терпит долго, пока получит дождь ранний
и поздний. Долготерпите и вы, укрепите сердца ваши, потому что пришествие
Господне приближается. Не сетуйте, братия, друг на друга, чтобы не быть
осужденными: вот, Судия стоит у дверей. В пример злострадания и долготерпения
возьмите, братия мои, пророков, которые говорили именем Господним. Вот, мы
ублажаем тех, которые терпели. Вы слышали о терпении Иова и видели конец оного
от Господа, ибо Господь весьма милосерд и сострадателен» (Иак.5:7–11).
«С
терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на Начальника и
Совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел
Крест, пренебрегши посрамлением, и воссел одесную Престола
Божия» (Евр.12:1–2).
§
209. Житие человеческое от самого рождения до окончания всякими бедами
исполнено: рождаемся со слезами; живем в бедах и слезах; оканчиваем жизнь с
воздыханием и страхом. И хотя многие, по нашему мнению, в благополучии живут,
однако нет такого благополучия, которое бы горестью неблагополучия не было
растворено. Против всякого бедствия есть изрядное врачевство – терпение.
§
210. Как храбрость воина не познается иначе, как только во время сражения, так
истинного терпения не познаем иначе, как во время приключившихся бед и
неприятностей. Многие думают о себе, будто бы имеют терпение, но приключившееся
бедствие показывает, терпеливы ли они. Искусен не тот хозяин корабля, который
во время тишины и благополучного ветра хорошо управляет кораблем, но тот,
который во время непогоды и бури дело свое хорошо исправляет. Так и терпелив не
тот, который во время благополучия тихо и кротко себя ведет, но тот, который во
время бедствия сердце свое, как корабль, бедствием возмущаемый, укрощает и
усмиряет. Ибо терпение – это терпение бедствия, а не благополучия.
§
211. Терпение состоит не в том, чтобы много бед познавать и терпеть, но в том,
чтобы их великодушно встречать, и безропотно и терпеливо переносить, и гнев
восстающий укрощать, усмирять и побеждать, от роптания, негодования и гнева
сердце свое удерживать, и сдаваться во всем на волю Божию. Ибо беды и с
благочестивыми, и с нечестивыми приключаются. Но только одни благочестивые
терпеливо и великодушно переносят их. Добрые и злые лишаются имений. Добрые с
Иовом говорят: «Господь дал, Господь
и отнял; да будет воля Господня» (Иов.1:21); злые
ропщут и негодуют, а часто и хулят. Добрые и злые принимают обиды от других.
Добрые обидевшим прощают, и, хотя могут отомстить, не мстят и не хотят мстить;
злые не терпят этого, но обиду обидою стараются отвратить, и, если не могут
делом, словом язвительным и клеветою мстят. Ибо истинное терпение – не только
не мстить, но и не хотеть мстить обидевшему, хотя бы сердце и поощряло к тому.
Большее и высочайшее терпение – не чувствовать обиды и болезни в сердце своем.
Такой подлинно для мира, плоти и греха умер, а живет для Христа. Такой ни
похвалой не превозносится, ни поношением не оскорбляется; как в благополучии,
так и в злополучии одинаков, постоянен, тих и кроток. Преблагополучно такое
состояние сердца! Оно – лучшее из всех увеселений мира сего! Сладка эта тишина!
Преблагоприятный покой, в котором так сердце успокаивается! К этому покою
призывает нас Христос: «Возьмите иго
Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой
душам вашим» (Мф.11:29).
§
212. Истинное терпение христианское от веры происходит и без веры быть не
может. Поскольку плоть наша всегда хочет воле своей следовать, в приятностях и
увеселениях мира сего пребывать, то всякой неприятности ужасается и, если она
приключается, смущается и негодует. Но вера, в сердце живущая, это ее смущение
укрощает и усмиряет, представляя, что все по Божиему Промыслу бывает; что Бог
посылает наказание не от гнева, а от любви: «Господь, кого любит, того наказывает» (Евр.12:6); что скоро
этому бедствию конец будет; что за временной скорбью последует вечная радость;
что нетерпением и негодованием благость Божия оскорбляется, – и так смущаемое и
волнующееся сердце укрощает и утешает. Так святой Давид в печали и скорби душу
свою верою утешал. «Почему прискорбна ты,
душа моя? И почему смущаешь меня? Уповай на Бога, ибо я исповедуюсь Ему,
говоря: «Ты спасение лица моего и Бог мой» (Пс.41:6).
§
213. Итак, терпение – это добродетель,
которая во всякой приключающейся неприятности, печали и скорби, предается воле
Божией, и желает лучше страдать, нежели перед Богом согрешить. Или иначе
терпение – это добродетель, укрепляющая сердце в подвиге крестном, и
сохраняющая от негодования и роптания, и научающая в волю Божию во всем
предаваться; и есть не что иное, как сама вера, подвизающаяся против самолюбия
плоти и «покоряющая ее
в послушание» воли Божией (2 Кор.10:5). И хотя верный, немощью
плоти убеждаемый, молится и просит избавления от скорби, ибо «дух бодр, плоть же немощна» (Мф.26:41),
однако, следуя Начальнику веры и Совершителю Иисусу, Сыну Божию, добавляет
слова: «не Моя воля, но Твоя да
будет, Отче» (Мф.26:42; Лк.22:42; Мк.14:36). Так святой
Давид, отец Христа по плоти, в гонении и печали своей говорил: «Если... обрету благодать пред очами
Господними, то Он возвратит меня, и покажет мне его» (кивот
Божий) «и красоту его. А если Он
скажет так: «Нет Моего благоволения к тебе», – то вот: пусть творит со
мною, как благоугодно пред очами Его» (2 Цар.15:25–26).
§
214. Причины, побуждающие к терпению:
1)
Все, что ни бывает, по Божиему святому Промыслу бывает. «Добро и зло, жизнь и
смерть, нищета и богатство – от Господа,» – говорит Сирах (Сир.11:14).
Итак, этим должно довольствоваться и укреплять себя в терпении, что
«все от Господа» происходит, и так святой Его воле предаваться, и в
бедах говорить с Иовом: «Если добро приняли
от руки Господней, злого ли не стерпим» (Иов 2:10). Ибо от Бога, как
Благого и Источника благ, ничто произойти может, кроме добра. И хотя плотскому
нашему рассуждению бедствие кажется злом, но, поскольку от Бога Благого
посылается ради пользы нашей, то это есть благо, и оно хочет сделать нас
духовно благополучными.
2)
Наказание, через беды и напасти бываемое, есть знамение Божиего милосердия к
нам. «Господь, кого любит, того
наказывает», – говорит апостол (Евр.12:6).
3)
Грехи наши, которыми мы благость Божию оскорбили, намного больше, нежели Божие
наказание, какое бы оно ни было. Ибо всегда Бог, по великой Своей милости,
менее нас наказывает, нежели мы заслужили.
4)
Бог, по богатству благости, и кротости, и долготерпения, на покаяние нас
ведущего, «терпит нас», ожидая
нас на покаяние (Рим.2:4; 2 Петр.3:9). Итак, и нам должно терпеть, когда
Он наказывает нас за грехи, и благодарить Его за Отеческое наказание, ибо тем
наказанием ищет спасения нашего, и терпеливо милости Его ожидать, и
благодарить, что нас в грехах наших не погубил.
5)
Если бы кто обещал тебе великое богатство и славу в мире сем и повелел бы все
терпеть, что ни приключится скорбного, уверен, что все терпеливо и великодушно
перенесешь, если обещанное желаешь получить. Так принимают больные жестокое
лечение, и терпят, взирая на обещанное лекарями здоровье. Так сражаются воины и
подвергают себя великой опасности, поощряемые надеждой обещанного чина. Так и
прочие сыны века терпят жестокие приключения ради надежды временных благ, хотя
часто и обманываются. Бог обещает нам не временное богатство, а вечное, не
земную славу, а небесную; и обещает неложно, и велит терпеть приключающееся
зло. Итак, как не терпеть, если хотим получить обещанное? Он обещает печаль
нашу в радость обратить нам: «Сеющие со
слезами пожнут радостью. Уходящие уходили и плакали, бросая семена свои; а
приходящие придут с радостью, собирая снопы свои» (Пс.125:5–6). Скорбным
путем и терпением доходят до вечной радости: «Многими скорбями надлежит нам войти в царствие Божие», – говорит
апостол (Деян.14:22). «Это те,
которые пришли от великой скорби», – говорит глас небесный о святых
избранниках Божиих (Откр.7:14).
6)
Требует Божия честь того, чтобы мы ради нее всякое приключающееся бедствие
терпели. Трое отроков в Вавилоне разожженной печи не убоялись, когда нечестивым
царем образу золотому повелено было им кланяться, и так изволили лучше жертвой
огня быть, нежели жертву истукану принести и честь Творца воздать твари
(см. Дан.3:16–18). Так же поступали и святые мученики в новой благодати.
Разжигает и ныне миродержец, князь тьмы, печь искушения, и устрашает ею воле
его злочестивой не повинующихся; но, ради Божией чести, лучше нам в печь ту
вверженными быть и терпеть, нежели, оставив волю Божию, его злому хотению
повиноваться. Это-то и есть отречься от себя, душу свою возненавидеть
(см. Ин.12:25). Так к терпящему и страждущему приспеет Божия помощь,
прохлаждающая, и научающая ликовать (см. Дан.3:49–50).
7)
Требует того любовь Христа, Сына Божия, к нам, чтобы мы случающееся бедствие
ради любви Его безропотно, даже с радостью претерпевали. За кого Христос такое
ужасное мучение претерпел? За тебя и за меня. Что Его понудило к тому? Только
любовь к тебе и ко мне. Для чего? Чтобы мы спасение получили. О, сколь
неблагодарными явимся мы рабами, если Господь наш ради нас столько страдал, а
мы не хотим и немного ради Него потерпеть, даже ради себя! Ибо и терпение наше
нам, а не Ему приносит пользу, и нетерпение наше нам, а не Ему вредит.
8)
Требует того правда Божия, дабы грешник за грехи наказан был. Итак, если нужно
грешнику наказанным быть, лучше здесь наказанным быть, и с благодарением
терпеть, и с пророком правду Божию исповедовать и прославлять: «Праведен Ты, Господи, и правы суды
Твои» (Пс.118:137), – нежели не терпеть, и в том веке бесконечно мучимым
быть, ибо к этому нетерпение приводит. Здесь наказывает Бог и утешает, а там
нет утешения. Здесь наказание легкое, Отеческое, а там жестокое; здесь
кратковременное, а там вечное. Ибо сто лет здесь всякое страдание терпеть –
ничто по сравнению с этим. Смотри, куда пространный путь довел евангельского
богача, который «одевался в порфиру
и виссон и каждый день пиршествовал блистательно»? До ада!.. Из ада
возводит очи свои, будучи в муках, из пламени гееннского вопиет: «Отче Аврааме! Умилосердись надо мною, ибо я
мучаюсь в пламени сем» (Лк.16:23, 24). Вопиет, но бесполезно, и вовеки
вопить будет. О, сколь великое Божие милосердие к тем, которых здесь
наказывает, да там помилует! Сколь блаженны те, кто это Отеческое наказание
терпят! «Будучи же судимы,
наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром» (1 Кор.11:32).
Сколь окаянны те, кто этого наказания избегает! Они подобны детям несмышленым,
которые личин намалеванных боятся, а за горячие угли руками хватать не боятся.
Убегай или не убегай, как хочешь, человек: надо или здесь, или там терпеть. Нет
иного пути к небу, кроме пути крестного, пути тесного, а пространный путь «ведет в погибель», по слову Христову (Мф.7:13).
Итак, лучше нам молить Бога о том, чтобы здесь нас наказал, а там помиловал: «Накажи нас, Господи,
но по правде, а не во гневе Твоем», – говорит пророк (Иер.10:24); и здесь
наказание Его с благодарением и к пользе нашей терпеть, нежели там с вечным
воздыханием и бесполезно страдать. Если, любезный христианин, хорошо подумаешь,
что такое вечность, и вообразишь в уме, сколь тяжко лишиться славы вечной и
попасть в огонь гееннский, от которого и демоны трепещут, – изберешь всякое
бедствие и страдание здесь терпеть и благодарить будешь Бога за милостивое Его
Отеческое наказание.
9)
Терпеть или не терпеть в страдании, однако не миновать его, и нетерпением не
отвратить страдания, которое Промысел Божий нам определил. А от нетерпения не
что иное, как вред и погибель следует.
10)
Терпением облегчается всякое страдание. Посмотри на тех, которые в
долговременной находятся болезни или которые долгое время сидят в темнице: они
так к этому бедствию терпением привыкли, что как бы не чувствуют его. Ибо «от скорби происходит терпение» (Рим.5:3).
Напротив, нетерпением умножается болезнь, как самое дело показывает, и к тому
приводит, что многие сами себя смерти предают, и так временной и вечной жизни
лишаются.
11)
Всякое страдание – жестокое или легкое. Если жестокое, скоро прекратится
смертью; если легкое, то оно сносно и его удобно можно терпеть. Итак, и
жестокое, и легкое должно терпеть: первое, так как скоро окончится; другое, так
как легкое и удобное.
12)
Если кто страдает от чего-нибудь, так можно в себе помышлять: «До этого времени
терпел я, итак, и далее так же могу терпеть. Вчера терпел, итак, и сегодня, и
завтра можно терпеть». Такое размышление утвердит в терпении с помощью Божией.
Кто в прошедшие дни терпел, тот и в следующие может терпеть. Вчера и третьего
дня болезнь, печаль и иную беду нес – и далее нести можно. Если нес беду и не
исчез, значит, сносная беда, терпимая, можно терпеть. Желающему и укрепившему
сердце свое нет ничего невозможного, тем более когда Бог старающимся помогает
(см. Пс.53:6, 36:40).
13)
Нетерпение и роптание в напастях не что иное, как хуление. Ибо ропщущий
непременно думает, что он неправедно терпит напасти, которые на него Богом
посылаются, хотя бы он устами того и не произносил. Сын, наказываемый отцом,
когда ропщет и негодует на отца, показывает тем негодованием, что отец его или
неправедно, или не по мере согрешения бьет, и так более отца на гнев подвигает.
Так, когда в бедах, Богом нам посылаемых, негодуем, тем самым показываем, что
неправедно страдаем, что благости и правде Божией весьма противно; и поэтому
более Его раздражаем, и так большим бедам себе подвергаем. «Те, которые
наказания Божий, – говорит свт. Иоанн Златоуст, – принимают не с благодарением,
но с гневом и негодованием, превеликим бедам себя подвергают» (1 к Стагирию).
Ибо кто безгрешен и кто оправдается перед Ним? Часто бывает, что перед
человеком, который гонит нас, не согрешили мы, но перед Богом согрешили; и
часто в том, в чем поносят нас, не виноваты, но в другом виноваты, и так во
всем вина наша. Если бы грехов не было, не было бы и бед, ибо все беды от
грехов произошли. Поэтому в бедствиях должно правду Божию, а нашу виновность
признавать, и благодарно терпеть наносимое бедствие.
14)
Мир сей подобен морю. Море всегда ветром волнуется – житие наше всегда бедами
смущается. На море волна за волной следует – в житии нашем беда за бедою идет;
одна прошла, другая наступает, и так беспрестанно кораблик наш то кверху, то
книзу бросает. Терпение же, как якорь, который, в глубину Божиего милосердия с
надеждою поверженный, не допустит кораблику нашему разрушиться; или как тихое
пристанище, в которое убегаем от потопления. «Терпение, – говорит святой Иоанн
Златоуст, – есть пристанище радости» (На псалом 14).
15)
Чем более приближается день последний, тем более умножаются злобы, «и, по причине умножения беззакония,
во многих исчезает любовь» (Мф.24:12). В таких
обстоятельствах нечего ожидать, кроме насилия и озлобления. Следовательно,
всякому, «желающему благочестиво
жить во Христе Иисусе» (2 Тим.3:12), должно себя терпением, как мечом
духовным, вооружать и защищаться против нападения злобы. Ибо злоба ничем иным,
как только терпением, побеждается.
16)
Существо и сила подвига христианского не в чем ином состоит, как в постоянном
терпении искушений и бед. Подвиг сынов века сего состоит в храбром
сопротивлении против неприятеля, и победа – в изгнании и покорении его. Но
христиане тогда хорошо подвизаются, когда находящие беды терпеливо, благодарно
и великодушно переносят; и тогда преславно побеждают, когда гонящим их
уступают, и добром зло побеждают, за ненависть любовь и за проклятье
благословение воздают. О, сколь знатная это победа! Воистину знатнее, нежели
покорять народы! Ибо победить свой гнев и негодование – нет большей
победы. «Муж долготерпеливый
лучше храброго, удерживающий же гнев лучше того, кто берет город»,
– говорит Соломон (Притч.16:32).
17)
Сколько долготерпит беззаконников мира сего Сам Бог, Который во мгновение всех
погубить может! Сколько имеется страшных хульников, которые на имя Его святое
страшные отрыгают хулы? Сколько идолопоклонников, которые честь Его приписывают
бездушной твари! Сколько безбожников, которые отвергают присносущное Его бытие!
Сколько гонителей и еретиков, которые Церковь Его истребить стараются! Сколько
прочих грешников, которые явно и бесстрашно закон Его святой нарушать не
опасаются! Но благость Божия всех терпит. Этим великим долготерпением Его
научаемся и мы врагов наших терпеть. Ибо всем будет конец; все, обижающие и обижаемые,
свое воспримут: «Вот, Судия стоит у
дверей» (Иак.5:9); «приготовил на
суд Престол Свой» (Пс.9:8). Явны перед Ним и насилующие, и насилуемые,
гонящие и гонимые, лишающие и лишаемые, поношающие и поношаемые, бьющие и
претерпевающие биение, изгоняющие и изгоняемые; сочтены у Него слезы плачущих и
воздыхания убогих – все тогда будет явлено. «Всем
нам должно явиться пред Судилищем Христовым, чтобы каждому получить
соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» (2 Кор.5:10).
18)
Истинное терпение есть такая добродетель, на которую Милосердный Бог
благосклонно смотрит и благодать Свою на сердце терпеливого ниспосылает. «На кого воззрю? Только на кроткого и
молчаливого, и трепещущего перед словами Моими», – говорит Господь (Ис.66:2).
19)
Терпение делает человека мужественным и непобедимым. Может терпеливый быть
всего лишенным, может быть изгнанным, может быть побитым, может быть в темнице
заключенным, может быть убит, но победим быть не может. Ибо крепость его не
телесная, а духовная. Телом побеждается, но духом непобедим бывает; на теле
принимает раны, но духом не принимает ран; телом заключается, но духом
свободен; телом умерщвляется, но духом умереть не может, и так над всеми своими
врагами духом торжествует. Так побеждали мученики святые, которых ни узы, ни
темницы, ни раны, ни огонь, ни вода, ни зубы зверей, ни смерть, ни жизнь,
победить не могли, но над всеми свободным торжествовали духом. Чего ни делали
мучители им? Какого рода мучений ни изобретали? Но отходили с позорища посрамленными
и побежденными ими, хотя плоть их, как звери, терзали. Мучитель Диоклетиан,
когда ничего не смог святому мученику Виту своим мучительством сделать, побежал
с позорища, бия себя по лицу, и взывая: «Горе мне, ибо от таким малым отроком
побежден!» (Житие св. мчн. Вита. Июня 15 дня).
20)
Страждущий, смотри на тех, кто большую имеют скорбь и болезнь терпят. Если
находишься в долговременной болезни и имеешь какое-нибудь утешение от служащих
тебе, посмотри на тех, кто большую твоей терпит болезнь, кого внутри жжет огонь
скорби и печали, кто извне весь ранами осыпан, к тому же не имеют, кто бы им
послужил, кто бы их накормил, напоил, поднял, омыл от ран, – но терпят. Если
терпишь изгнание, приведи на ум каторжных, которые в кандалах, в рубищах,
полунагие, от дома и Отечества удаленные, каждый день биение и раны
принимающие, днем на тяжкой работе, ночью в темницах, нечистоты и смрада
наполненных, заключенные, без всякого утешения пребывают, кому смерть приятнее,
нежели жизнь, – но терпят. Если терпишь нищету, подумай о тех, которые прежде
были богаты и славны, но до того дошли, что ни себя, ни жену, ни детей не имеют
чем питать, одевать, где головы приклонить, скитаются по чужим дворам; к тому
же долгами обременены, отовсюду тесноту, печаль, скорбь несносную терпят, как
бы в печи горят. Ты, хотя своего потребного не имеешь, можешь испросить именем
Христовым; а они и просить стыдятся потому, что прежде славными и богатыми
были. Посмотри еще на бедных крестьян, нищих, полунагих, больных, которые не
могут двигаться, с которых подати и оброки требуют; а они не только дать не
могут, но и сами нуждаются в том, кто бы им дал, да еще и послужил в крайней
нищете и болезни. Если терпишь поношение и клевету, приведи на память на
высоком месте сидящих, сколько они от подчиненных роптания, поношения,
злословия, ругания, наветов, коварств, лукавства, проклятий, насмешек,
язвительных укоров терпят, подобно дереву, на высоком месте стоящему, которое
от всякого, и малейшего, ветра колеблется. Так и от прочих принимай себе подкрепление
терпения. Они большее и жесточайшее терпят – тебе ли малого не терпеть?
21)
Нисходи умом своим в ад, рассуди, как мучаются осужденные, и вовеки будут
мучаться те, которые, если бы можно было, желали бы здесь хотя бы до скончания
мира в огне гореть, только бы освободиться от вечного мучения, но не дано им.
22)
Возведи умные очи в небесные селения и осмотри там всех жителей: ни одного не
найдешь, кто бы отсюда не пришел туда путем терпения.
23) «Нынешние временные страдания ничего не
стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас», – говорит апостол
Павел (Рим.8:18). Итак, какую беду ни будешь терпеть здесь, однако терпение то
недостойно будущей славы, которая терпящим уготована, ибо «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на
сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор.2:9).
24)
В страдании своем вспомни об ужасном страдании мучеников святых. Иные из них
палками были побиты, у иных зубы и глаза вырваны, у иных язык, руки, ноги и
сосцы отсечены, иные, почти все раздробленные, ко крестам пригвождаемы были,
иных на съедение зверям бросали, иных в воде потопляли, иных в огне сжигали,
иных живыми в землю зарывали, иных в раскаленных медных волах затворяли, с иных
кожу и плоть до костей сдирали, иным смолу, олово растопленное в уста вливали,
и прочие несказанные мучения терпели. Но все так великодушно терпели, что и
смеялись, и насмехались над мучителями. Правда, что они терпели вся это с
помощью Христовой, но та же помощь Христова и ныне всем терпящим готова: «Иисус Христос вчера и сегодня и вовеки Тот
же» (Евр.13:8). Христос, Сын Божий, Безгрешный, неповинно ради нас
терпел ужасные и умом непостижимые страдания, и всем нам в пример Себя
представляет: «Если кто хочет идти
за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф.16:24; Лк.9:23).
На этот пример верой издали взирали пророки и «лучше хотели страдать, нежели иметь временное греховное наслаждение» (Евр.11:25).
Этому следовали святые апостолы, мученики и прочие святые, которые «прошли сквозь огонь и воду всяких
искушений, и вошли в покой вечный» (Пс. 65:12).
25) «Посему и мы, имея вокруг себя такое облако
свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением
будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на Начальника и Совершителя
веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел Крест,
пренебрег посрамлением, и воссел одесную Престола Божия. Помыслите о
Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не
ослабеть душами вашими». Так увещевает святой апостол всех страждущих (Евр.12:1–3).
Христос говорит: «Я есмь Путь, и
Истина, и Жизнь» (Ин.14:6). Если хотим к Богу прийти, должны мы идти
этим путем верой. Если не хотим прельститься, должны мы верить этой Истине,
Которая говорит: «Кто Мне служит,
Мне да последует» (Ин.12:26), то есть Моему смирению, терпению и
кротости. Если хотим получить вечную жизнь, к этой Жизни, кроме Которой нет
жизни, верой и любовью прилепляться должны мы. Это Путь, приводящий к Богу! Это
Истина, обмана не знающая! Это Жизнь, оживляющая тех, которые к Ней верой
прилепляются! Итак, если кто этим Путем не идет, тот заблуждается. Если кто
этой Истине не верит, тот прельщается. Если кто этой Жизни не держится, тот
мертв и вовеки мертв будет. Плоть, как ни ласкает, обманет; мир прельстит нас,
и к тому приведет, что каяться и жалеть будем бесполезно, но эта Истина
прельстить не может.
26)
Истинным терпением сообразными делаемся Христу, Сыну Божиему, Который столько
скорбей и страданий ради нас претерпел, как члены Главе. А кто в терпении
сообразен Ему, тот и славы Его причастится в воскресении, «если только с Ним страдаем, – говорит апостол, – чтобы с Ним и прославиться» (Рим.8:17).
Каково же есть Божиему Сыну быть сообразным в терпении и славе и
преблагословенной этой Главы быть истинным духовным членом – не только язык
сказать, но и ум наш того постигнуть не может.
27)
Требует того Божия любовь, чтобы мы безропотно, даже благодарно крест, который
Он на нас налагает, понесли. Он нас по любви, а не от гнева наказывает, как
сказано выше, итак, и нам должно не с гневом и роптанием, хотя бы сердце и
смущалось, но с любовью и благодарением Отеческое Его наказание терпеть. Ибо
ничто так не показывает любовь к Богу, как благодарное терпение бед и скорбей.
Многие думают о себе, что они Бога любят; но нашедшая неприятность показывает,
истинно ли это мнение их. В благоденствии и злые думают, что Бога благодарят, но
в неблагоприятных обстоятельствах ропщут. В благополучии же и злополучии быть
Богу благодарным – дело только боголюбивого сердца.
28)
Сколь великую пользу терпение приносит в обществе и всяком звании! Терпением
сохраняется любовь и согласие между властями и подвластными, между родителями и
детьми, между господами и рабами, между братьями, между друзьями, между
соседями, между покупающими и продающими, так что без терпения никакого добра
быть не может. От нетерпения муж с женой, брат с братом, друг с другом, где
должен быть мир и согласие, ссорится и враждует. От нетерпения господин раба,
отец сына, муж жену, властелин подвластного мучительно бьет. От нетерпения в
терпящих побои восстает злое помышление против бьющих; отсюда бывает, что раб
господина, жена мужа, подвластный властелина, сын злого отца стремится
умертвить, и умерщвляет, ибо это зло часто случается. Терпение же все это зло
пресекает. Нетерпение разоряет дома, села, города и государства, ибо от
нетерпения – несогласие, от несогласия – ссора и брань, от брани –
кровопролитие и убийство в людях, которые общество составляют. Терпение все это
зло отвращает. Ибо где терпение, там нет ссоры и брани. Какой быть там ссоре,
когда один обидел, а другой уступил и простил обидевшего? От нетерпения человеческого
и самое неповинное естество страдает. Так злобные сжигают дома, житницы, лавки,
убивают или повреждают скот. От нетерпения сам себя человек бьет, свои волосы
терзает, и делается подобным бесноватому и страшнее зверя; часто и себя
убивает, и так душой и телом умирает. Терпение же этому бедствию быть не
допускает. О, блаженны те дома, города, веси, села и общества, в которых
терпение обитает: ибо оно более сохраняет общество, нежели оружие, более
защищает город, нежели стены! О, любезное видение и слышание терпения –
пристанище обуреваемых, источник мира, крепость, дружество, забрало и хранилище
добродетелей, венец благочестия, известный признак веры, причина истиной
радости, плод смирения, покой совести, герб христианский, знамя Христовых
воинов, печать избранников Божиих, путь к вечной жизни, лестница к небу,
предтеча вечной славы, победа над врагами, язва дьяволу и ангелам его, миру
поругание, торжество над самим собой и прочее.
§
215. Терпение укрепляется:
1)
молитвой, которая помощь Божию испрашивает в том, чтобы понести наложенной
крест. Ибо как дети страдающие объявляют печаль свою родителям и так от них
утешение получают; или как друг верному своему другу сообщает скорбь сердца и
так некую отраду чувствует на сердце, так особенно облегчение печали нашей
чувствуем, когда Богу, «Отцу
милосердия и Богу всякого утешения» (2 Кор.1:3–4), печаль нашу через
молитву сообщаем.
2)
Укрепляется исповеданием грехов. Ибо в исповедании грехов познает человек, что
он через собственные свои грехи в такое бедствие пришел, и потому ни на кого не
жалуется, а только на себя и на свои грехи. Так исповедующемуся и кающемуся
посылается Божие утешение.
3)
Облегчается скорбь и печаль духовными песнями. Так путники скуку и печаль отгоняют
различными песнями; так мастеровые люди растворяют печаль и скуку пением. Ибо
пение печальному как пластырь, к ране приложенный, или как жаждущему – студеная
вода.
4)
Укрепляется терпение ожиданием избавления, которое, хотя и не до смерти, но со
смертью последует. Ибо смертью всякое бедствие сокращается.
5)
Воззрением на образ страдания Христова, святых мучеников и прочих святых, а
также и тех, кто ныне всякое бедствие терпит, как сказано.
6)
Ожиданием будущей славы утешение приобретается. Так утешаются земледельцы
надеждой плодов, путники надеждой покоя, воины надеждой победы и славы, купцы
надеждой приобретения богатства. Если надежда этих временных благ ободряет, тем
более надежда верных и неизреченных благ ободрит и поощрит к терпению бедствия
и печали.
7)
Святое Писание подает разнообразные утешения скорбящим и сетующим душам. Как в
богатой и изобильной аптеке различные имеются лекарства, которыми различные
исцеляются телесные болезни, так и в Священном Писании предлагаются
нам различные средства, которыми можем в терпении утешиться и укрепиться. Ибо
для того и дано оно Богом, «чтобы мы
терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду» (Рим.15:4).
XXX. Терпение
"Претерпевший же до конца спасется" (Мф. 24:13).
"Терпением вашим спасайте души ваши" (Лк. 21:19).
"Братия, будьте долготерпеливы до пришествия Господня.
Вот, земледелец ждет драгоценного плода от земли и для него терпит долго, пока
получит дождь ранний и поздний» (Иак. 5:7).
"Не сетуйте, братия, друг на друга, чтобы не быть
осужденными" (Иак. 5:9).
"В пример злострадания и долготерпения возьмите, братия
мои, пророков, которые говорили именем Господним" (Иак. 5:10).
"От скорби происходит терпение, от терпения опытность, от
опытности надежда, а надежда не постыжает" (Рим. 5:3–5).
"Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить
обещанное" (Евр. 10:36).
"Терпение убогих не погибнет до конца" (Пс. 9:19).
"Уповающие же на Господа наследуют землю" (Пс. 36:9).
"Все уповающие на
Тебя не постыдятся" (Пс. 24:2).
"Терпеливо уповал
я на Господа, и Он внял мне и услышал молитву мою" (Пс. 39:2).
"Ради Тебя
я потерпел поношение, стыд покрыл лицо мое" (Пс. 68:8).
"Покорись Господу и моли его. Не
ревнуй преуспевающему в пути своем, человеку совершающему
законопреступление" (Пс. 36:7).
"Уповай на Господа и храни путь Его, и
вознесет тебя" (Пс. 36:34).
"И был,
как человек не слышащий и не имеющий в устах своих
обличения. Ибо на Тебя, Господи, я уповал; Ты услышишь, Господи, Боже мой" (Пс. 37:15–16).
"Я онемел и не
открывал уст своих, ибо Ты так сделал" (Пс. 38:10).
"Почему прискорбна ты, душа моя,
и почему смущаешь меня? Уповай на Бога, ибо
я исповедуюсь ему, говоря: Ты – спасение лица моего и Бог
мой" (Пс.41:6).
"Я ослабел от вопля, осипла гортань
моя, истомились глаза мои... ожидая помощи от Бога моего" (Пс. 68:4).
Святой Златоуст об
этом
Терпение
– пристанище радости (На псалом 4, т. 3).
Смирение
– терпение, а терпение смирение рождает (На псалом 9, т. 3).
Нельзя
изречь словом радость тех, которые что-нибудь терпят ради Христа (Беседа 13 на
Деяния апостольские, гл. 5).
Терпение,
освободив душу от волнения и злых духов, поставляет ее как бы в тихое
пристанище (Беседа 84 на евангелиста Иоанна).
Презнатная
победа – терпением врагов победить (Беседа 85 на евангелиста Матфея, гл. 26).
Терпением дьявола побеждать
должно (Беседа 13 на евангелиста Матфея, гл. 4).
Чем
тяжелее что претерпишь, тем крепче будешь (Беседа 24 на евангелиста Матфея, гл.
7).
Терпение
бедствий милостыню и иные многие добродетели превосходит (Беседа 31 на
евангелиста Матфея, гл. 9).
Нет
никого, кто бы и здесь, в мире сем, и там, в будущем веке, в покое пребывал
(Слово 3 о Лазаре).
Нет
ничего равного терпению (Послание 7 к Олимпиаде).
Терпение
грешников от казни освобождает, а праведникам награду умножает (Послание 4 к
Олимпиаде).
Рассуждение о
терпении
Терпение
– это добродетель, во всяком страдании полагающаяся на волю Божию и святой Его
Промысел.
Причины, к терпению
побуждающие, или утешение в терпении
Первая.
Всякое неблагополучие, бедствие и страдание по Божию Промыслу бывает. Так и
написано: «Добро и зло, жизнь и
смерть, нищета и богатство – от Господа» (Сир. 11:14).
Вторая.
Особенно в нынешнее время «хотящим благочестно
жити» (2 Тим. 3,12) нечего ожидать, кроме насилия, озлобления, гонения,
ибо «по причине умножения
беззакония, уже во многих охладела любовь». Таким образом,
всякому, «хотящему благочестно
жити», к терпению готовиться должно (Мф.24:12).
Третья.
Терпение, как выше учит святой Иоанн Златоуст, – грешников от казни
освобождает, праведникам награду умножает (Послание 4 к Олимпиаде).
Четвертая.
Высокая добродетель – терпение, с которой ничто не может сравниться. Терпение
бед, – как говорит Златоуст святой, – милостыню и иные многие добродетели
превосходит (Беседа 31 на евангелиста Матфея). И еще говорит: «Нет ничего
равного терпению» (Послание 7 к Олимпиаде).
Пятая.
Весьма знатная победа – врагов терпением побеждать, как тот же святой Иоанн
Златоуст учит (Беседа 85 на евангелиста Матфея).
Шестая.
Терпением дьявол побеждается и посрамляется, – как пишется о Иове
праведном.
Седмая.
За терпение обещается вечная жизнь и слава, ибо говорит Христос: «Претерпевший же до конца спасется» (Мф. 10:22).
Ожиданием славы всякий в терпении может утешаться.
Восьмая.
Всякое страдание и бедствие, хотя бы и долгое было, смертью прекратится.
Девятая.
Хотя велико страдание наше, но грехи наши, которыми мы величество Божие
оскорбили, далеко большие, и большего наказания достойны.
Десятая.
Бог наказывает нас здесь, чтобы мы спасение вечное получили. «Будучи же судимы, наказываемся от Господа,
– говорит апостол, – чтобы не быть
осужденными с миром» (1 Кор. 11:32).
Одиннадцатая.
Требует Божия правда, чтобы грешник за грехи наказан был. Если нужно грешнику
быть наказанным, лучше здесь быть наказанным и с благодарением терпеть, чем в
будущем веке без конца в мучении пребывать. Здесь наказывает Бог и утешает, а
там нет утешения; здесь наказания легкие, отеческие, а там жестокие; здесь
кратковременные, а там вечные. Ибо сто лет здесь всякое страдание терпеть –
ничто в сравнении с вечностью. Слушай евангельского богача, который здесь «каждый день пиршествовал блистательно»,
как он вопиет: «отче Аврааме!
умилосердись надо мною», – вопиет (Лк. 16:19, 24), но бесполезно, и вовеки
будет вопить.
Двенадцатая.
Бог, по богатству, благости, кротости и долготерпению своему, терпит нас,
ожидая от нас покаяния: и нам должно терпеть, когда наказывает нас за грехи, и
благодарить Его, что Он за беззакония наши не поразил нас, а этим наказанием
ищет спасения нашего.
Тринадцатая.
В благоденствии человек возносится, в злострадании же смиряется; для того Бог
посылает человеку крест, чтобы смирялся, и так не потерял бы вечного
блаженства.
Четырнадцатая.
Терпеть или не терпеть и роптать в страдании, однако же того не миновать, что
суд Божий нам определил, а от нетерпения награда губится.
Пятнадцатая.
Терпением облегчается страдание. Посмотри всякий на тех, которые находятся в
долговременной болезни: так они терпением к той болезни привыкли, что как бы и
не чувствуют ее; напротив, нетерпением умножается болезнь, как сама жизнь
показывает.
Шестнадцатая.
Всякое страдание может быть или жестоким, или легким: если жестокое, то скоро
прекратится смертью; если легкое, то сносно и удобно можно терпеть.
Семнадцатая.
Кто страждет, должен так в себе помышлять: ведь до сего времени терпел я,
значит и далее так же можно терпеть; вчера терпел, значит и сегодня, и завтра
можно терпеть.
Восемнадцатая.
Христос Сын Божий неповинно и ради нас терпел, «нам оставив пример, дабы мы шли по следам Его» (1 Пет. 2:21).
Нам тем в терпении должно утешаться, что Христос безгрешный терпел.
Девятнадцатая.
Страждущий, смотри на тех, которые большую имеют скорбь и болезнь, но терпят.
Если находишься в долговременной болезни и имеешь какое-нибудь утешение от служащих
тебе, посмотри на тех, которые большую, чем ты, имеют болезнь, которые внутри
огнем скорби и печали сжигаемы, извне все ранами осыпаны; к тому же не имеют
того, кто бы им послужил, кто бы их накормил, напоил, поднял, омыл от ран, но
терпят.
Если
терпишь изгнание, приведи на ум каторжных, которые в кандалах, в рубищах,
полунагие, от дома и отечества удаленные, каждый день биение и раны принимают.
Днем на тяжкой работе, а ночью в темницах, наполненных нечистотами и смрадом,
заключены, без всякого утешения пребывают, и смерть для них приятнее, чем
жизнь.
Если
терпишь нищету, помысли о тех, которые прежде были богатыми и славными, но до
того дошли, что ни себя, ни жену, ни детей не имеют чем напитать, одеть, где
головы преклонить; скитаются по чужим дворам, к тому же долгами обременены;
отовсюду тесноту, печаль, скорбь несносную имеют, как будто в печи горят; ты,
хотя своего самого необходимого и не имеешь, можешь испросить именем Христовым,
а они и просить стыдятся, потому что прежде славными и богатыми были. Посмотри
еще на бедных крестьян, нищих, полунагих, больных, лежащих без движения, с
которых подати и оброки требуются, а они не только дать не могут, но и сами
нуждаются, кто бы им дал, да еще и послужил бы по причине их крайней нищеты и
болезни.
Если
терпишь поношение и клевету, приведи на память сидящих на высоком месте,
сколько они терпят от подчиненных роптаний, поношений, злословия, ругани,
наветов, коварств, лукавства, проклятий, насмешек и язвительных укорений, по
подобию дерева, на высоком месте стоящего, которое от всякого и малейшего ветра
колеблемо бывает. – Так и от прочих прими себе подкрепление в терпении. Они
большее и жесточайшее терпят: тебе ли малого не терпеть?
Двадцатая.
Снизойди умом в ад и рассуди, как осужденные там мучаются, и вовеки будут
мучиться; если можно было бы, желали бы они здесь хоть до скончания мира в огне
гореть, только бы от вечного освободиться мучения.
Двадцать
первая. Возведи умные очи в небесные селения и осмотри всех там живущих: ни
одного не найдешь, кто бы путем терпения не пришел туда.
Двадцать
вторая. «Нынешние временные
страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас»,
– говорит апостол Павел (Рим. 8:18). Ибо какое бы зло ты ни терпел здесь,
однако терпение это недостойно будущей славы, которая уготована терпящим. «Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша
награда на небесах» (Мф. 5:12).
Двадцать
третья. В страдании своем вспомни об ужасном страдании святых мучеников: одни
из них палицами биты были, иным зубы и глаза исторгнуты; у иных язык, руки,
ноги и сосцы отсечены; иные почти все раздроблены, ко крестам пригвождаемы
были; иные на съедение зверям брошены; иные в воде потоплены; иные огнем
сожжены; иные живыми в землю зарыты; иные в раскаленных медных печах затворены
были; с иных кожа и плоть до костей сдираема была; иным смола, олово
растопленное в уста вливаемо было, и прочие несказанные мучения они претерпели,
но все так великодушно терпели, что даже смеялись над мучителями. Правда, они
терпели все это с помощью Христовой, но та же помощь Христова и ныне готова
всем терпящим. «Иисус Христос вчера
и сегодня и вовеки Тот же» (Евр. 13:8).
«С терпением будем
проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры
Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши
посрамление, и воссел одесную престола Божия» (Евр. 12:1–2).
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
1.
Творения Святителя Тихона Задонского и
всея Руси чудотворца. «Об истинном христианстве». Т. 3. Издательство им. свт.
Игнатия Ставропольского. Москва, 2003
2.
Творения Святителя Тихона Задонского и
всея Руси чудотворца. «Плоть и Дух». Т. 1. Издательство им. свт. Игнатия
Ставропольского. Москва, 2003
Комментариев нет:
Отправить комментарий