Опыт первый
РОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА
«От жизни до смерти один шаг», пишет праведный Иоанн Кронштадский. Человек, как только рождается, начинает свое неотвратимое движение к смерти, а его силы начинают истощаться. Невежественное непонимание драгоценности сил человеческих, полученных в дар от Бога, приводит к их быстрому и полному истощению. Юность только тратит, бездумно и бурно растрачивая их, а старость скупо и мелочно пытается сохранить последние остатки своих сил. Поэтому обуздание страстей изменяет жизнь в лучшую сторону и продлевает ее. И простец, и ученый – оба должны смириться, чтобы спастись. Поэтому смирение в послушании старцу – наука из наук. Невежда неучен, ученый – образованный невежда. И тот, и другой слепы разумом, так как сердца их ослеплены миром. Старец просвещен Духом Святым, поэтому он есть действенное лекарство от слепоты духовной.
В юности, на мой взгляд, наиболее ущербные и глупые траты сил совершаются в спорте и во влечении к противоположному полу. Если в молодости развивать снаружи только мышцы, не развивая внутри добродетели, то в старости останешься без благодати. Вместо того, чтобы неупустительно преображать молитвой и дыханием молодую юношескую энергию в творческие способности, в развитие души и ума, в развитие памяти и интеллекта и достижение святости и спасения, юность как будто ставит своей главной целью выбросить все свои молодые силы и всю эту неизрасходованную энергию на помойку человеческих слабостей и страстей. И только потом, словно спохватившись, зрелость начинает, горько раскаиваясь в грехах и согрешениях юности, трястись в саможалении над остатками зря растраченной силы.
Воздержность во всем – это ключ к поддержанию долгой молодости, крепкой зрелости и умудренной благодатной старости. Когда ценишь жизнь, благодатное долголетие становится неувядаемым счастьем. Когда долгая жизнь становится счастьем? КОГДА ОНА ПРАВЕДНА ВО ХРИСТЕ. Чем импульсивнее, невоздержнее и греховнее жизнь человека, тем быстрее теряются столь необходимые силы, подаренные ему Богом для спасения души и стяжания благодати: «У зараженных тайной гордостью все заражено – и сердце, и ум, и уста», – говорил старец Никодим Карульский. Не стяжав евангельской нравственности и не живя по заповедям Христовым, непременно попадешь в мучительное рабство к нечистый силе. Если хочешь жить долго и счастливо, живи по заповедям Евангелия и Бог укрепит и просветит тебя. Поэтому следует научиться контролировать свой ум, воздерживаясь от греха и укрепляя и сохраняя свою душевную чистоту, пользуясь дыхательной молитвой, которая называется молитва трудовая–художественная, чтобы служить всеми своими силами, преображенными благодатью, Богу и людям. Для этой практики должно иметь всегдашнее самоиспытание и святое послушание.
Когда дух наполнен благодатью, ум – ясностью, сердце – любовью, а тело обуздано воздержанием, оно становится лучшим помощником человеку в спасении. Душа и тело должны быть безупречны не только в словах и поступках, но особенно в сердечных помышлениях. Если ум постоянно рассеян, сердце будет отягощено все более возрастающей тяжестью забот, пока не надорвется. Умное трезвение должно идти впереди не только каждого слова или действия, но и впереди каждого помысла, тогда мысли исчезнут. Так начинается новая жизнь, так христианин вступает в новый мир благодати и любви Божией. Когда тело здорово, душа спокойна, а ум крепок и чист, тогда достигается тихая и светлая радость долгой жизни, называемая человеческим счастьем. Когда дух благодатен, а сердце преображено мудростью и любовью Христовой, тогда обретается Небесное счастье – жизнь вечная и неразрушимая, называемая блаженством Царства Небесного.
Невоздержное тело и распутный ум – путь к губительной гордыне и быстрой смерти, целомудренное тело и чистый ум, обузданные смирением – путь к спасительной благодати и жизни вечной. Смирение – прямая стезя к свободе от всякого греховного рабства и скорбей. Смиренный никогда не заботится ни о чем, ибо все предоставил мудрости Божией. Его ум ничем не обременен, а потому всегда ясен. Если же он вдобавок посвятил свои способности и усилия художественному способу покаянной молитвы и молитвенного дыхания, он имеет в себе благословение Божие.
Целомудренный человек – это тот, кто не согрешает в помысле. Такой мужчина и такая женщина находятся под покровом особой милости Божией, и это есть их Небесный брак во Христе. Всякая иная линия жизни приводит к быстрому дряхлению и угасанию. Если вы встречаете дряхлых людей ещё не совсем в преклонном возрасте, то причина их дряхлости и телесной слабости – в отсутствии воздержания как в юности, так и в зрелости. Если взялся за дыхательную молитву, живи целомудренно. Если принялся обуздывать ум молитвой с дыханием, живи без привязанностей. Если решил прийти к жизни вечной во Христе, живи без помыслов.
Быстрое утомление и слабость – характерные признаки людей, выбросивших свою жизнь на свалку земных удовольствий. Они могут практиковать только легкий пост и малое количество поклонов, так как духовные занятия и приемы художественной молитвы для них непосильны. Когда люди не предаются безудержной погоне за похотью, ум проясняется, душа молодеет, а тело укрепляется. Эта дисциплина воздержания распространяется не только на тело, но также на ум и его помышления, тогда сердце такого человека преисполняется благодатной мудрости и любви, интеллект делается острым и ясным, а молитва живет и движется в нем непрестанно, наполняя душу благодатью.
Опыт второй
КОГДА УМ НАХОДИТСЯ В СЕРДЦЕ
Когда ум находится в сердце – это называется собиранием ума. Там же собирается и благодать, и тогда присутствие Бога в душе становится очевидным. Ум не рассеивается и перестает блуждать во вне, а телесные силы словно обновляются. Для того, чтобы соединиться с благодатью, ум и сердце должны пребывать в мирности душевной и в покаянной молитве, а дыхание – в ровности и тихости. Тот, кто овладел этим молитвенным искусством, незамедлительно постигает Истину и ещё на земле начинает жить в Царстве Божием.
Должно знать, что хотя ум один, существует несколько видов его деятельности. Ум эмоциональный или страстный – это то, что называют сердцем, ум познающий – это то, что называют помыслами или мышлением, и ум рассудочный – то, что называют рассудком или интеллектом, в нем мы сосредоточиваемся, успокаиваемся и молимся. Для того, чтобы обратить сердце к Богу, следует повернуть целиком ум вспять и удерживать его молитвой и дыханием в сердечном пространстве. Тогда он более-менее успокаивается, а страсти не так сильно одолевают. Так как все крайности от лукавого, не лишним будет упомянуть, что всякие излишества в еде, сне, труде или же праздности чрезвычайно вредны на духовном пути спасения. Держась во всем среднего или царского пути избавишься от многих помех.
Требуется изо дня в день стремиться к обузданию страстей и достижению смирения ума. Чем более спокоен страстный ум и обуздано хаотичное мышление, тем более проявляется рассудительность и ясность рассудочного ума или интеллекта. При сосредоточении внимания в сердце избегай воображения. Позволять уму уклоняться в мечты и воображение значит ходить за советом к диаволу. Сохраняй всегда трезвение ума и глубокое тонкое дыхание с покаянной Иисусовой молитвой. В истинной чистосердечной дыхательной молитве открывается неотмирный дух человеческий и происходит совершенное утверждение в нем с помощью благодати. В таком случае молитвенник в духе объемлет всех людей и переживает единство со всем творением Божиим, исполняясь чувством безкорыстной любви Христовой и сострадания.
Если ты сумеешь сосредоточиться на молитвенном дыхании, то можешь быть уверен, что со временем сумеешь обуздать и укротить страсти и помышления. В покаянной молитве с тихим умиротворенным дыханием осуществляется очищение ума от всех посторонних мыслей и дурных помышлений, причем следует остерегаться всякого самонадеянного напряжения сил. Обретение благодати приводит к утверждению в ней человеческого духа, с полным подчинением всех страстей, вплоть до исчезновения чувства голода и жажды. В результате вселения Святого Духа достигается свобода от греха и смерти и совершенное согласие с волей Божией. Однако ни в чем не давай себе никакой цены и держись послушливости.
Человек может полностью преобразиться при помощи огня благодати, однако ее можно стяжать лишь посвятив такому стяжанию всю свою жизнь. Для начала прибегай к дыхательной молитве один час вечером, один час утром. Также очень полезна и благотворна такая «стоятельная молитва», по словам отцов, когда борет сон. Только постепенно углубляя молитвенную сосредоточенность и и сердечное внимание, медленно усваивая обретенную благодать, можно достичь состояния умиротворения души и цельности ума в покаянной молитве. При достижении внутреннего душевного мира в сердце рождается глубокая отрешенность от всех мирских пожеланий и оно приходит в состояние безстрастия.
Для стяжания покаянной дыхательной молитвы необходимо иметь добродетельное сердце и мирную негневливую душу. Такой человек стремится к тому, чтобы стать неподвластным тому, что он видит, слышит или чувствует, целиком сосредоточась на покаянной молитве. Тогда оставляются мирские разговоры и болтовня, и подвижник, целиком углубившись в очищение сердца и ума, без помех обретает благодать Духа Святого. Обратя умный взор внутрь, молитвенник начинает созерцать сердечное пространство, обретая там единение своего духа со Христом. В этом единении достигается безсмертное Царство Небесное во Отце и Святом Духе.
В прежние времена тысячи подвижников устремлялись к стяжанию благодати, пламенея любовью к Богу, заключая ум в слова молитвы, а молитву – в дыхание и зорко вглядываясь внутрь своего сердца. Ум, очищенный от помыслов, и сердце, обуздавшее пагубные страсти, – лучшие помощники на пути стяжания благодати. Такими они становятся благодаря трезвенному вниманию и наблюдению за их действиями во время равномерного, глубокого и молитвенного дыхания. Когда впервые посетит тебя видение нетварного света, умолкни, перестань отвлекаться и в благоговении крепко держись за него, пока он не облечет тебя всецело в блистающее сияние и сам не оставит тебя. Так начинается благословенный путь просвещения духа, путь безмолвия или исихии.
Опыт третий
МОЛИТВЕННОЕ ДЫХАНИЕ
Молитвенное дыхание включает в себя пристальное внимание за деятельностью ума. Такое внимание, соединённое с молитвой и дыханием, позволяет напрямую обуздать страсти и эмоции, преодолеть все мирские привязанности эгоистического ума и отсечь все порождённые им помыслы. Молитвенник в сугубой покаянной молитве прямо постигает свой подлинный дух и пребывающего в нем Христа, стяжая таким образом нетленный свет Царства Христова и сам становясь светом. Только безмолвие ума и Дух Святой могут измерить неизмеримую глубину сердца человеческого.
Прежде всего подвижник утверждается в памяти смертной, которая без помех приводит его к памяти Божией. Это тело – не наше, а потому оставляется земле. Душа дарована Богом и возвращается к Нему. Человек – это дух безмертный, созданный Творцом по Его образу и подобию. И тело, и ум, и душа, испытывая разнообразные переживания, являются источником постоянных скорбей, страданий и разочарований: тело становится тленом и прахом, ум и дыхание при кончине растворяются, а душа уходит на пугающие ее мытарства.
С другой стороны, тело есть вместилище ума, ум – царь в человеке, мысль – советник этого царя, а дыхание – веревка. Постигая с помощью благодати свое собственное устроение, подвижник опытно научается управлять телом, умом и мыслью через молитву, сопряженную с тонким и едва заметным дыханием. Если царь безпутен – всем тяжело, а если советник коварен – всем плохо. Однако, благодаря крепкой тонкой веревке можно связать царя и взять его в плен вместе с советником. Такими прочными узами для ума и его помышлений являются тонкие молитвенные вдохи и выдохи. Только тогда пробуждается дух – иная жизнь и новый мир в человеке.
Очищение сердца покаянной молитвой – это отделение его от страстей, когда оно становится безстрастным и умиротворенным. Очищение ума молитвенным дыханием – это его успокоение в безмыслии, когда ум делается сосредоточенным и соединяется с сердцем. Душа в умиротворенном сердце делается благодатной и дух постигает обитающего в нем Христа. Такой молитвенник становится интуитивно мудрым, поскольку вдохновляется благодатью свыше.
Когда садишься для молитвы на стульце, не унывай, если сердце, как стена каменная, а из очей соберешь едва-едва несколько капель слез. Для отыскания сердечного места и пробуждения его даровал всем нам человеколюбивый Господь сие переславное умное делание. Упокоить сердце значит наполнить его благодатью. Упокоить ум значит наполнить его безмолвием. Упокоить душу значит наполнить ее истиной Христовой. Просвещение духа – это озарение его нетварным светом. Спасение души – это соединение ее со Христом и освобождение от греха и смерти:от страстей и помышлений.
Есть теплота естественная от молитвенных усилий и теплота святой благодати, сходящей свыше, попаляющей грехи наши и дарующей душе спасение. Первое мы оставляем, а второго держимся с великим усердием, ибо благодать – великая помощница в преодолении наших грехов. Таким образом, Спасение – это устранение всех препятствий к стяжанию Царства Небесного. Освящение – это утверждение души в благодати. Обожение – это просвещение духа Божественным светом и совершенное избавление от тьмы и мрака земных привязанностей. Преображение духа человеческого – это вечное сияние Истины, преображающей и просвещающей человека.
Поначалу отвердевшее сердце не поддается молитве, чтобы расшевелить его. Не прекращай подвизаться, помня, что от сокрушения – умиление, от умиления – слезы, от слез – благодать Духа Святого. Жизнь в Духе Святом – это прямой опыт Божественной жизни, ставший повседневной жизнью души, превратившейся в свет любви и мудрости и избавившейся от докучающих помыслов и страстей. Невещественный дух преодолевает тяготение земных привязанностей и утверждается навеки в Царстве Божием, переходя в блаженную вечность.
Опыт четвертый
СВЕТ ЖИЗНИ ВЕЧНОЙ
Молиться без художества – в кои годы если удастся собрать ум в молитве, и то хорошо. Многие лета потратил я на поиски молитвы, усердствуя в подвиге спасительного поста, и неоднократно падал духом, пока старец не открыл мне молитву с дыханием. В недолгое время, откуда – не знаю, увидел я, грешный, как спускается на меня ночью луч света. На душе сделалось отрадно и легко, а в уме светлым-светло. Тогда уразумела душа моя, что из чистого сердца исходит свет жизни вечной, когда благодать собирается в сердце. Тогда греховное мышление прекращается, а вслед за этим происходит освящение чистого ума и преображение благодатью духа человеческого. Свет сердца есть предвестие спасения, а свет обоженного духа есть само спасение. Так осуществляется в человеке рождение безсмертия и жизни вечной.
Сообщу тебе, чадо, три молитвенные делания, привлекающие благодать, это:самоукорение всегда и во всем, сокрушение сердечное и крестное знамение, поджигающее демонов. Самоукорение – дело ума, увязшего в помыслах, сокрушение – дело сердца, по тонувшего в страстях и крестное знамение – дело тела, погибающего в нерадении. Безмолвие ума – это проявление благодатной интуитивной мудрости. Безмыслие сердца – это укоренение его в Духе Святом. Просвещение духа – это его соединение со Христом и обретение святости. Таким образом, путь к прекращению истощающей душу мысленной греховной деятельности и стяжанию благодати есть овладение непрестанной молитвой, соединённой с тонким, спокойным и ровным дыханием.
В покаянной молитве Бог прощает человеку грехи, а в благодарной молитве дарует ему не мерою благодать. Как стяжать покаяние? Всякий раз, когда по рассеянности ума теряешь молитву, кайся. Как стяжать благодарную молитву? Всякий раз, когда вспоминаешь, что нужно пребывать в молитве, благодари Бога, ибо это Он помогает тебе вернуться к молитве. Благодаря молитвенному ровному дыханию совершается очищение сердца от страстей и освобождение ума от помыслов, завершающееся в соединении их благодатью Святого Духа и окончательным просвещением духа светом Христовым. Поэтому молитва умно-сердечная – самая лучшая проверка себя, по словам моего духовного отца.
Все силы телесные собираются в сердце, помыслы исчезают и прекращается активное дыхание. Тогда приходит умиление – признак благодати. Дух человеческий восстает в безсмертном теле, сотворенном Творцом по Его образу и подобию. Божественная любовь, дотоле скрытая под покровом пристрастий и греховных помышлений, изливается из преображенного благодатью сердца, а дыхание становится настолько тонким и незаметным, что оно даже не ощущается. Вся жизнь в теле словно замирает, чтобы перейти в дух, единый со Христом. Это значит, что воскрес мертвец, слава Богу!
Дыхание в молитве следует держать мягким, глубоким, ровным и долгим, но ни в коем случае не следует перенапрягаться. При таком сдержанном молитвенном дыхании легко обрести благодать. Но хотя благодать таким образом обретается сравнительно легко, очень трудно сохранить ее. Это можно сделать, только пребывая в смирении и самоуничижении, отсекая всякие мирские помышления и пристрастия. Никогда такого не случалось, чтобы искренний и смиренный молитвенник не обретал благодать. Старец мой говаривал, что молитва учителя не требует, она сама учитель. Однако все это приходит потом, вместе с духовным рассуждением, потому что «Имя Господа есть свет», по его доверительным высказываниям.
Великая тайна, как найти сердечное место: «Человекам это невозможно, Богу же все возможно» (Мф. 19:26). Сердечное место не находят собственным мудрованием, ибо оно открывается само под действием просветляющей и вразумляющей душу благодати. Однако, помня, что «Царствие Небесное силою берется» (Мф. 11:12), не должно опускать руки. Внимательно и ровно молиться в покаянии с дыханием и хранить обретенную благодать, разве это трудно? Разве это тяжело, пребывать в тихой сердечной радости и благодати? Разве это непосильно, быть смиренным и разумным в заповедях Христовых? Разве это невозможно, хранить мир души и быть всегда доброжелательным? Разве это недостижимо, любя всех, уподобиться Христу? «Когда вдыхаешь – привлекаешь благодать Божию к себе. Когда выдыхаешь, то питаешься благодатью Божией, вкушаешь ее. Это все верой совершается и понуждением.», – объясняет в своих беседах старец Никодим. Он говорит: «Что произносишь, – сердцем сознавай. Не умом только. Нет! Сознанием. Сознание у нас в сердце находится. Это чувство сердечное. Когда произносишь слова, то сознавай их».
Непрестанно трудясь, обретешь в сердце своем дивный плод Царства Небесного. Следуя за Христом по стопам благодатного труженика и опытнейшего молитвенника Христова, утверди в душе его мудрые наставления: «Сначала этот урок будет для тебя труден, но если будешь неупустительно каждый день трудиться в нем, то постепенно он будет легчать, и душа твоя будет укрепляться, выздоравливать и просвещаться. И урок твой сей в непрестанное занятие в тебе обратится и станет жизнью для тебя, и в сей временной жизни, и в будущей вечной». Именно такова эта чудесная трудовая художественная молитва. Стоит в сердце воцариться благодати, и весь мир делается благодатным. Стоит начать жить мирно и безкорыстно, и все люди начинают тебе улыбаться. Стоит ухватить, как нужно обуздывать ум, и сразу исчезают недруги и враги. Стоит вразумиться заповедями Христовыми, и сразу постигается истина. Стоит в душе обрести Христа и земная жизнь становится Небесным раем.
Опыт пятый
ИЗУЧЕНИЕ МОЛИТВЕННОГО ДЫХАНИЯ
Тот, кто только начинает изучать молитвенное дыхание, должен дышать в молитве чрез ноздри как обычно, только более плавно и мягко, а также внимательно. Если носовое дыхание затруднено, можно дышать ртом. На вдохе мы покаянно произносим умом «Господи Иисусе Христе», на выдохе просительно произносим «помилуй мя». На вдохе в сердце мягко входит с дыханием благодать, на выдохе – сохраняется в сердце. Как указывает старец: «Вдыхай в себя воздух с памятью о Боге: возвеселится сердце, а выдыхай с памятью о смерти: дух придет в сокрушение».
«В молитве память Божия и память смертная должны быть неразрывны, и такая молитва есть непрелестная, непадательная» – читаем мы в дневнике старца. В начальном этапе счет дыханий с молитвой хорошо выполнять по четкам. Прочитав сто или триста молитв, вновь повторяют этот круг. Осторожно и мягко согласовывай каждое слово Иисусовой молитвы с ударом сердца. Когда такая молитва с дыханием войдёт в постоянную практику, можно молться по времени сидения в молитве, от получаса до трех часов и более. Во время молитвы необходимо прислушиваться к вдохам и выдохам, чтобы дыхание не производило шума.
Новый человек – это тот, кто овладел молитвенным дыханием и стал совершенно смиренным в благодати. С помощью ума управляют молитвенным дыханием, а также с помощью молитвенного дыхания очищают ум от страстей и помышлений. Когда ум не порождает мыслей, то Божественная благодать свободно входит в сердце, хранящее внимательную молитву: «Первую часть молитвы нужно соединять с упованием на спасение, а вторую часть – с памятью о смерти».
Вдохом и выдохом управляют в молитве мягко и не насильственно. Тогда дыхание замирает само, а благодать растет в сердце, подобно ростку Царства Небесного. Дыхание входит внутрь и исходит вовне, а молитвенная благодать входит в сердце и накапливается там, словно Небесное сокровище.
Стремись дышать мягко и безшумно, то есть без сопения, не переусердствуя, полным дыханием. В полном дыхании, мягко расширяясь и опадая, дышат грудь и живот. Когда оно соединено с молитвой, то уничтожает помыслы, словно огонь солому. Когда молитвенное дыхание становится таким тихим, что даже не слышно ни вдоха, ни выдоха, оно становится умиротворяющим и успокаивающим дыханием, избавляющим сердце от скорбей.
Если дыхание – конь, то ум– его всадник, а молитва – это узда для норовистого коня. Для молитвенного дыхания подходит лишь человек с чистым сердцем и мирной душой, тогда избыток благодати не повредит ему. Такой человек хранит себя в целомудрии и потому не имеет скверных сновидений, омрачающих сердце. Когда ум соединяется с дыханием, он испытывает покой от помыслов, сердце ощущает радость благодати, а душа вкушает блаженство молитвы.
Соединяясь с дыханием, ты соединяешься с умом. Соединяясь с умом, ты соединяешься с благодатью. Соединяясь с благодатью, ты объединяешь свой дух со Христом. Став единым со Христом, делаешься единым со всей Пресвятой Троицей. Войдя в жизнь Пресвятой Троицы, ты становишься Небесным человеком в Царстве жизни вечной, в этом нет сомнения.
Опыт шестой
КОГДА ДЫХАНИЕ И УМ УСПОКОЯТСЯ
Когда дыхание и ум успокоятся в молитве до предельной степени, то вдохов и выдохов почти не слышно. Они делаются столь глубокими, долгими и нежными, что прекращается восприятие дыхания:то ли мы дышим, то ли дыхание остановилось. Такое исчезновение вдохов и выдохов есть иной тип дыхания: очень долгий, бесшумный и тонкий вдох с молитвой и такой же выдох.
Необходимо иметь в виду, что такое молитвенное дыхание приходит естественно, а не с помощью насильственных методов его задержки или остановки.
Когда ум очень неспокоен и в нем возникает большое количество суетных мыслей, чтобы успокоить его и избавиться от навязчивых помышлений, необходимо сосредоточиться на сугубом покаянном чувстве, или считать количество дыханий, или слушать каждый медленный вдох и выдох. Следует обязательно избегать ощущений принуждённости усилий в дыхании, чтобы прошло состояние его скованности и напряженности.
В дахательной молитве различаются несколько стадий. Вначале дыхание грубое, шумное и неравномерное. Затем звуки вдоха и выдоха почти исчезают, но остаётся состояние напряженности. После этого, хотя отсутствует шумное дыхание и напряженность исчезает, но вдохи и выдохи все ещё остаются недостаточно мягкими и равномерными. В завершение приходит совершенное успокоение ума, дыхание делается полностью неслышным, глубоким и равномерным, а покаянная молитва прививается к сердцу и становится непрерывной.
Нужно помнить, что непрестанную дыхательную молитву не стяжать в короткое время, ей нужно посвятить всю свою жизнь, чтобы обрести ощутимые благодатные результаты. Ни в коем случае не помогай дыханию, не делай его принужденным, избегай всяких напряжений. Для того, чтобы достичь непрестанной молитвы, не дыхание и молитва должны следовать за тобою, а ты должен следовать за дыханием и покаянной молитвой.
В дыхательной молитве, искусство которой чрезвычайно тонко, ничего не добивайся своими усилиями. Здесь нужно действовать неспеша. Не помогай дыханию, пусть само дыхание помогает тебе в молитве. Всегда уделяй больше внимания на вдох. Когда тебя борют страсти или эмоции, или навязчивые мысли, и твой ум возбуждён, пусть вдох будет продолжительнее выдоха и ум успокоится. Когда ум вял, апатичен и склонен к лености, пусть выдох будет длиннее вдоха. Не добивайся быстрого овладения безшумным дыханием, нацелься на долгую практику и предоставь в дыхательной молитве действовать благодати. Благодать же действует только в целомудренной душе и в чистом сердце.
Высокая степень успокоенности дыхания приходит с успокоенностью ума и прекращением мыслей и не иначе. С течением времени при продолжительных молитвенных занятиях неглубокое короткое дыхание с большой частотой вдохов и выдохов превращается естественным образом в глубокое, тонкое и равномерное дыхание с малой частотой вдохов и выдохов. К нему приходят лишь с помощью благодати, но ни в коем случае не личного упорства.
Обычно люди в спокойном состоянии дышат с частотой от восьми до двадцати дыханий в минуту. При овладении искусством молитвенного дыхания возможно прийти естественным образом к такой успокоенности вдохов и выдохов, когда их частота становится с периодом три – четыре дыхания в минуту или даже один – два вдоха и выдоха в течение минуты. Нужно обратить особое внимание на то, что при таком успокоенном дыхании нет ни одышки, ни чувства того, что ты задыхаешься, и никаких неприятных или пугающих ощущений. Благодатное молитвенное дыхание становится полностью естественным и привычным. Это его уникальная особенность.
Опыт седьмой
МОЛИТВЕННОЕ ДЫХАНИЕ БЕЗ УСИЛИЙ
Молитвенное дыхание есть достижение предельно тонкого незаметного долгого и равномерного дыхания,не требующего при этом никаких особых усилий. Такое дыхание является благодатным дыханием, поскольку достигается лишь с помощью благодати. Тот, кто пытается дышать таким дыханием, принудительно увеличивая длительность вдохов и выдохов, быстро теряет свои силы и утомляется. А тот, кто насильно удерживает дыхание, силой добиваясь уменьшения количества вдохов и выдохов, то нарушает ритм своего дыхания и начинает страдать от одышки.
В молитве наблюдают за тем, какова глубина дыхания, не возникает ли искусственное удержание дыхания, насколько безшумны вдохи и выдохи, а также следят за тем, чтобы дыхание было всегда равномерным, лёгким и тонким. Нежелательны никакие искусственные задержки между вдохами и выдохами, а также напряжения мышц живота. Такое дыхание неестественно и оно не может долго следовать за молитвой.
Когда ум сосредоточен и устойчив в молитве, а внимание постоянно обращено к сердцу, ум сам по себе входит в сердце и остаётся там. Если же ум рассеян, а внимание бродит, где ему угодно, то дыхание становится неравномерным и безпорядочным. Вдохи и выдохи должны всегда совершаться с молитвой под неусыпным наблюдением ума. Поклоны, стояние, ходьба и выполнение повседневных послушаний или работы – все это является хорошим средством для стяжания дыхательной покаянной молитвы.
Во время молитвенного дыхания умный взор и внимание необходимо устремить в сердце и пребывать в покаянной молитве, пока ум не освободится от помыслов. Тогда вдох сделается мягким, плавным и спокойным, а выдох будет совершаться без усилий, легко и спокойно. Если таким образом продолжать дыхательную молитву, то дыхание само остановится и станет совершенно назаметным. Таким образом обретается состояние глубокой покаянной молитвы и совершенной безмятежности сердца и ума при тихом веянии Святого Духа.
Теперь ум стоит в сердце неподвижно, он не собирается и не рассеивается, пребывая в совершенной и длительной отрешенности духа. Такая отрешенность и невозмутимость духа прекращает всякие сомнения или смятения ума и соединят дух подвижника со святой Христовой благодатью, открывая в сердце пребывающего в нем Христа. Это есть истинное или совершенное покаяние, приводящее к стяжанию Святого Духа.
Такое благодатное дыхание ни в коей мере не зависит ни от вдохов и выдохов, ни от задержки воздуха в легких. Непослушнее и упрямые держатся лишь за вдохи и выдохи, сосредоточиваясь на ноздрях, что никак не связано со стяжанием благодати и жизни вечной, оставляя в стороне сердечное покаяние и молитвенное призывание милости Божией.
Благодатное и покаянное внутреннее дыхание совершается без внешних усилий, не пользуясь помощью воздуха и ноздрей. Движения воздуха в легких и в ноздрях не имеют ничего общего с внутренним дыханием благодати, происходящим само по себе. Это есть веяние Святого Духа в сердце, это дыхание жизни вечной.
Опыт восьмой
БЛАГОДАТНОЕ ДЫХАНИЕ ИЛИ ДЫХАНИЕ СОВЕРШЕННЫХ
Подвижник, милостью Божией обретший совершенство в дыхательной молитве, может пребывать в молитвенно созерцательном состоянии, не пользуясь носом и ртом. Тот, кто достиг такой стадии бездыхательного дыхания, взошёл на вершину созерцательной молитвы, когда она совершается исключительно по благодати. Такие молитвенники встречаются крайне редко.
Бездыхательное дыхание или остановка дыхания есть, в первую очередь, состояние крайнего безмолвия ума, когда подвижник оказывается в переживании благодатного восхищения или изумления. В таком состоянии созерцания дыхание почти прекращается и даже замедляется сердцебиение. Начальный этап предназначен для достижения начального безмолвия ума, после чего обычное дыхание затихает и останавливается. Тогда наступает состояние глубокого благодатного безмолвия ума или его восхищение в Божественные созерцания.
При подобном виде молитвенного дыхания, после медленного и безшумного вдоха носом, оно останавливается до периода в две минуты и более. Ум входит в сердце и при этом находится в покаянной молитве и совершенном отсутствии всяких помыслов. Затем следует очень медленный плавный выдох через нос, без всяких рывков и напряжений. Такой вид совершенного молитвенного дыхания происходит таким образом, что уши не слышат звука вдоха или выдоха.
В течение длительной практики молитвенник постепенно увеличивает время задержки дыхания примерно около десяти минут. При этом происходит полная остановка ума, которая сопровождается естественной остановкой дыхания. Понемногу накапливая умение и стяжая благодать, подвижник достигает задержки дыхания до получаса и более, храня при этом полное безмолвие ума. Такое благодатное состояние является не столько задержкой дыхания, но более всего есть состояние всецелого восхищения и остановки ума, когда сердце поглощает ум, а ум – сердце: «Войди в себя, пребывай в сердце своем; ибо там – Бог» Преподобный Ефрем Сирин.
Когда подвижник впервые обретает состояние безмятежности или тишины ума, он вступает в начальное безмолвие, которое может длиться один день и вводящее его ум в созерцательное состояние, когда человек на время перестает дышать. Если такое состояние безмолвия ума ничем не будет нарушено, подвижник испытывает более высокую степень восхищения, которое может продолжаться до трёх дней. И если благодать безмолвия продолжает возрастать, дух человеческий обретает совершенное безмолвие, длящееся до семи дней.
Такой вид отрешённости и тихости человеческого естества не должно ошибочно расценивать как физическую смерть. Это состояние предельного и совершенного безмолвного созерцания есть возвращение духа человеческого во Христе к источнику вечной жизни, к Отцу Небесному. Это есть смерть прежде смерти, вводящая в жизнь вечную и воспеваемую всеми вдохновенными пророками и молитвенниками Божиими! В та кие удивительные мгновения, преображающие все существо человека в Небесного жителя, крайне необходимы прилежные заботы учеников и послушников, чтобы ничто не нарушило великой тихости священного таинства Божественного созерцания старца и его безмолвное восхищение в Фаворский свет.
Аскеты, стяжавшие такой совершенный вид дыхательной молитвы, могут неограниченно долго находиться в состоянии духовного восхищения или благодатного созерцания. Они полностью оставили мир, а мир оставил их. Такие молитвенники скрыты Богом от всех людей, но ни один человек не скрыт от духовного взора такого провидца. Неотрывно пребывающие в созерцательной молитве могут долгое время обходиться без пищи и воды, водимые и питаемые Святым Духом. Их святыми молитвами Господь да помилует всех нас!
Читайте публикации разделов Исихазм (Исихия) и Иисусова молитва, такие как:
КАК СПАСТИ ДУШУ? СЛОВА ЛЮБВИ И УТЕШЕНИЯ ВИТАЛИЯ (СИДОРЕНКО).
О ПРАКТИКЕ УМНОЙ МОЛИТВЫ. ЕФРЕМ ФИЛОФЕЙСКИЙ, АРИЗОНСКИЙ (МОРАИТИС).
КАК СЕБЯ ПОЗНАТЬ? БОРЬБА СО СТРАСТЯМИ. СХИИГУМЕН ХАРИТОН (ДУНАЕВ).
О ВНУТРЕННЕМ ДЕЛАНИИ, МОЛИТВЕ, САМОУКОРЕНИИ, ОСУЖДЕНИИ И ПОМЫСЛАХ. ИОАНН АЛЕКСЕЕВ.
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
- Книги Монаха Симеона Афонского http://hieromonk-simon-beskrovnii-vse-knigi.gr
- Иеромонах Симон (Безкровный) «О счастье праведной жизни» Откровенный разговор в Петербурге и Озерках с духовным отцом, объясняющий секреты молитвы с дыханием. – Издательство «Камно», Святая Гора Афон, 2020
- Фото: Владимир Рябков
Комментариев нет:
Отправить комментарий