Меню PUSHKAR

ЗЛО ЭТОГО МИРА. ИОАНН ГОНЧАРОВ.

Обновлено: | Опубликовано:04 ноября 2021
ЗЛО ЭТОГО МИРА. ИОАНН ГОНЧАРОВ.

Коренной вопрос богословия и самый болезненный жизненный вопрос — это вопрос о зле. Откуда оно? Зачем оно? Почему Всемогущий Бог попускает такой разгул зла, который грозит уничтожением самой жизни?

ЗЛО ЭТОГО МИРА

Эти и подобные вопросы глубоко возмущают душу человека, вызывают досаду и ропот на Бога, сеют страх перед будущим и вопиют к разуму об ответе.

Именно эти вопросы рождают неверие в бытие Бога. Видя могущество зла, многие опускают руки, перестают сопротивляться, начинают приспосабливаться ко злу, и оно растекается широким потоком. Все умное, доброе, чистое гибнет во все возрастающем потоке зла, и это ли не повод к негодованию, к неприятию такого порядка в мире, который утверждает зло как жизненную необходимость?!

Эти непростые вопросы породили много ложных философий и религиозных учений, прикровенно и открыто клевещущих на Бога, извращающих учение о зле, пытающихся представить его как якобы необходимое и входящее в планы устроения мира.

Однако Откровение Св. Писания говорит: Бог зла не сотворил. Все, что сотворено Богом, было «добро зело» (Быт. 1,9), то есть очень хорошо.

Как же тогда все это понять?

Создавая человека, Бог почтил его высшим даром, определившим его Богосыновство, - даром свободы, великим и тяжким даром. Свобода не была бы таковой, если бы не оставляла возможности использовать ее для иного, чем к Богу, устремления. Именно этот великий дар свободы предопределил возможность возникновения и существования зла, ибо зла не существует вне свободной воли разумных существ.

Создав человека свободным, Бог определил его движение к совершенству, изначально заложив в него все, что при благоприятном развитии должно явить в человеке богоподобные качества. В движении к Богу должно постоянно одухотворяться, преображаться естество человека, и в этом движении возрастает, утверждается его свобода в преодолении материальности и ограниченности видимого мира.

Если человек замедляет такое нравственное поступательное движение, или останавливается, или, что еще хуже, двигается в обратном направлении (как бы падает), то постепенно разрушается, обезсмысливается его жизнь, так как, теряя высоту духа, он входит в атмосферу земного притяжения и сгорает. То есть страстями и грехами растлевает свою душу и постепенно становится вещью этого мира, зависит от него, служит ему.

И вот тогда, и только тогда, зло для него становится необходимостью, важной составляющей его жизни. Таким образом, зло обретает власть над человеком при потере им нравственной, духовной свободы. Выбор зла — свидетельство несовершенства человека.

Человек мог сделаться богом по благодати, к чему и был предназначен, но под демоническим влиянием он сделал шаг в пустоту, где был в состоянии сохранить лишь то, что имел на данный момент, а имел он всего ничего, ибо все в нем было в потенции. Тем самым он обрек себя на страдания от желанной, но невозможной реализации своих внутренних (духовных, нравственных) потребностей, ибо дух человека с вечными идеальными запросами, попадая во власть смертных, ограниченных, неразумных законов материального мира, ни в чем не находит удовлетворения, ничем не может насытиться. Пытаясь найти замену утраченному, он хочет устроиться без Бога, и, естественно, у него ничего не получается. Сколько человечество ни пыталось создать рай на земле, сколько ни строили вавилонскую башню — ничего из этого не вышло, лишь в великом преизбытке производилось зло.

Дух разрушения и смерти постоянно смеется над человеком, утратившим Бога, ибо человек только тогда разумный и добрый, когда он с Богом, а без Бога — это жалкое, безумное существо, мучающее себя и других.

Но обвинить себя в несостоятельности человек не хочет. Он не хочет покаяния, боится его, так как слишком много зла сотворил, удалившись от Бога. От упорства человека в своих ошибках, от его нежелания переосмыслить свою жизнь, т.е. вернуться к Богу, зло утверждает свое бытие. А злом, грехом жить нельзя, можно только мучиться. Что над нами неукоснительно и исполняется, т.е. сущность зла как раз в том и состоит, что человек страстно рвется к неоправданной разумом самостоятельности, хотя постоянно натыкается на свою ограниченность. Как говорил пророк Исайя, все на человеке избито, все изранено, нет ни одного живого места, а он все равно продолжает гордиться, ищет себя и своего там, где нет ничего. Ибо в мире один источник жизни - Бог, все - от Него, все - к Нему, только в Нем и с Ним.

Но как осмыслить ту ошибку, которую допустил человек, реализуя свободу без Бога? Разве он не понимал того, что мы сегодня понимаем? Разве мы не осознаем необходимости послушания Богу? Но, даже веруя в Бога, мы тяготеем к самостоятельности. Так что же с нами происходит?

Жизнь - это тайна любви Бога к человеку и любви человека к самому себе.

Оправдывая себя в своем уклонении от Бога, человек вынужден искать разумное оправдание злу, которое от этого произошло. И тогда он начинает играть отдельными понятиями, отрывая их от целого. А в жизни все имеет смысл только в единстве, когда всякая часть осмысливается в целом (только в целом, живом организме понятно функционирование отдельного органа). Зло любит такие «оторванности», такие взятые вне связи с целым проблемы (например, о страдании невинных детей), позволяющие человеку наслаждаться своей мнимой самостоятельностью. Ум такого человека — это хаос представлений, далеких от истины. Он порождает, умножает и укрепляет зло.

Зло, которое так возмущает нас, - дело наших рук, человек сам, по свободной воле, вызвал зло из темных бездн. Только он не хочет в этом признаться, не хочет покаяться и войти в Православную Церковь, которая есть Дом Бога живого. Православная Церковь предлагает простой способ избавления от зла — жить по закону Божию в ее ограде и под ее крышей. Но странное с нами происходит: понимаем, что всякий порядок жизни строится на законах, вне которых порядок невозможен, а в духовном, нравственном мире творим безпредел. В самой сути жизни разрушаем вековой порядок, а потом ищем виноватых...

Заповеди Божии — это жизненная сила, это сила тяги в преодолении притяжения земли - греха, страстей. Их исполнение есть рождение высших форм жизни. Подобно тому, как из черной земли вырастают белые лилии, так и человек духовно рождается, растет и крепнет от преодоления плотского, стихийного, неразумного.

Это есть прорастание в вечную жизнь через распад, смерть плотского человека (эгоиста, себялюбца), его ограниченного мышления, его искаженных ощущений и представлений. И если человек не хочет прорастать, не выходит из земли (не умирает для себя), то он не принесет плода. Человек плотский смешивается с землей и остается в земле. Заземление духа и есть смерть человеческого в человеке, это и есть ад — жизнь в смерти, т.е. жизнь в безумии, в зависимости от безумия жизни.

Мы оглохли от шума этого мира и не слышим Бога, приготовившего нам настоящие блага и зовущего нас на Свою Вечерю. Бог приготовил нам брачную одежду чистоты и благородства, а мы, утратив разум и осквернив душу, пренебрегаем Создавшим и Любящим нас. «Похоть плоти, похоть очей и гордость житейская» (1 Ин. 2,16) истребили в нас волю к добру. Грех разделил, раздробил человека - умное в нем изнемогло, злое и глупое получило власть над силами души. Мир, как детей, обманывает нас, настоящие ценности выменивает на погремушки. Достоинство, благородство, чистоту человеческой натуры, душу живую он обменивает на быстро исчезающие радости плоти, которые на лету превращаются в горести.

Зло этого мира имеет свое начало, свое лицо, свою богопротивную волю и своих многочисленных поклонников, которые неприязненно относятся к Православию, разумно, живо выражающему волю Божию. Двадцать веков зло борется со Христом и Его сынами. Распространяя себя, оно загораживает Правду Божию и клевещет, что Правды нет. Нам предсказано, что зло умножится в мире. Сегодняшнее распространение зла и есть последнее испытание. Легко следовать добру, когда оно в почете и славе. Много было людей вокруг Христа, когда Он входил в Иерусалим, и никого рядом с Ним не было, когда Он висел на Кресте. Христос распял на Кресте зло этого мира. Зло боится и ненавидит Христа. При сегодняшнем разгуле зла не нужно забывать, что Христос воскрес из мертвых. Значит, будущего у зла нет.

ПУТЬ ПОЗНАНИЯ ЖИЗНИ

Верующий в Бога человек не хочет предполагать зла в других. Он верит в Бога — олицетворение во всем и во всех побеждающего добра. В этом его духовная сила и одновременно слабость. Сила — в вечном, слабость — во временном.

Потому святые обречены в этом лукавом мире: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16, 33). Они идут дорогой Христа, Который, придя в мир, отложил Свое Божественное достоинство. Обладая Всемогуществом, Он прошел вратами смерти и уничтожил ее — главного врага жизни.

Такое поведение Иисуса Христа было обусловлено Его знанием зла, чего нам очень не хватает. Именно незнание зла возмущает наши души непокорностью Кресту Господню, непокорностью вере, желанием «поправить» дело Спасителя. Незнание зла есть глубинная причина неприятия веры в Иисуса Христа, Его Креста, противления Ему.

Что же мы должны знать о зле? Мы должны увидеть коварство зла, его лицемерие, его подлость, его злокозненность, его неисправимость, его жестокость, его страшную опасность. И, увидев это, должны уразуметь, что зло ничем не побеждается — только любовью. Любовь для зла — смерть. Злу необходимо размножаться, утверждаться, и происходит это при разжигании зла в других. Зло хочет, чтобы всё пылало злом. Но если на своем пути оно встречает материал, который не горит, оно останавливается.

Зло рождено свободой воли. Свобода — дар Любви Бога человеку. И если свобода направлена к любви, то зло исчезает. Зло, попадая в область любви, оказывается в ловушке.

Но мы боимся все это познавать, потому что знание зла лишает нас привычного покоя, нарушает привычный образ жизни. Когда знаешь, что дом твой горит, тогда спокойно не отдохнешь, суетными пустяками заниматься не будешь. А они (пустяки) нам очень дороги. Именно свой покой мы более всего боимся потерять. И, преступая порог храма, мы интуитивно боимся входить в постоянное напряжение веры. Модное ныне желание искать в религии покоя и отдохновения есть не что иное, как состояние прелести. Бог — это труд, это риск, это потери, посредством которых покупается знание зла, познание Христа и Его Креста (за то, что Авраам оставил родной очаг, спокойную, относительно безопасную жизнь и пошел, куда указал Бог, Он назвал его Своим другом).

Благодушное отношение ко злу, ко греху оставляет нам наш покой. Зыбкий покой, который есть невежество и обольщение.

А Господь зовет нас в Свой покой: «Не войдут в покой Мой… те, которым прежде возвещено, не вошли в него за непокорность» (Евр. 4, 5–6). Дорога к вечной жизни, ведущая через скорби, — вот где камень преткновения, вот где суть нашего страха, который мы никак не переступим. Мы надеемся, что Господь какими-то Ему известными путями поведет нас в обход этого страха. Мы не хотим совлечься ветхого человека, а Бог из любви к нам делает это. И тогда из сердец наших вырывается недоумение, часто озлобленное: «За что?»

При всем могуществе Бога, неисследимой Его мудрости и Великой милости, в силу дарованной нам (и далеко не всегда правильно нами понятой) свободы, нельзя сделать так, чтобы не было больно. Единственный путь познания зла — это на своих бедах уразуметь, что оно есть, чтобы убежать от него, как от чумы, которая не разбирает хорошего и плохого — всех умерщвляет, потому чумой и называется.

Богу бывает очень больно, когда мы не понимаем необходимости Креста Господня. Он отдал Сына на смерть, а мы говорим: «Зачем?» Непонимание — страшная вещь, преступная вещь. Это есть мертвость души. Фарисеи никак не могли понять: зачем все не так, как они думают и хотят? Они не захотели знать зла, зло им представлялось добром, и они богом своим считают диавола, которого и ждут теперь. Наше благодушное пребывание в Церкви, наше нежелание разобраться: «кто есть кто? что есть что? откуда и куда?» — приведет к тому, что мы станем тем народом, который был послушен фарисеям более, чем Господу.

Только через внимательное рассмотрение зла, действующего в сынах противления и в собственных удах, появляется и возрастает любовь к Богу, которая и делает человека, несмотря на его греховность и немощи, всемогущим. Всемогущим не в плане возможности подымания пыли земной, а в плане победы над злом торжеством своей веры.

Только когда человек взрастит в себе истинную любовь, он пойдет за Богом. Пойдет с радостью, а земную радость вменит в прах. Без любви он ничего не сможет сделать. Но чтобы полюбить Любовь, нужно узнать зло, не закрывать на него глаза, не бояться его.

Задача христианина состоит не во внешней победе, это все — пустяки. Посеять в сердце живую веру, возжечь в нем любовь, распространить этот огонь на другие сердца и вместе в смиренной молитве поставить заслон злу, спастись от зла — в этом заключаются исполнение воли Божией и наша радость, и наша победа.

Протоиерей Иоанн Гончаров

Читайте публикации раздела Страдания и Испытания:

КРЕСТЫ ИСПЫТАНИЙ. ОБ ИСПЫТАНИЯХ В НАШЕЙ ЖИЗНИ. ПАИСИЙ СВЯТОГОРЕЦ.

КАК БОГ СМОТРИТ НА ВСЁ ТО ЗЛО И СТРАДАНИЯ НАШИ, РАЗ ОН ЕСТЬ ЛЮБОВЬ?

СМЫСЛ СТРАДАНИЙ И БОЛЕЗНЕЙ. ЗАЧЕМ ЧЕЛОВЕК БОЛЕЕТ И ИМЕЕТ СТРАДАНИЯ?

ПОЧЕМУ НА ЗЕМЛЕ ПРЕОБЛАДАЮТ ХИЩНИКИ И ЛОЖЬ? О ЛЖИ И ВОРОВСТВЕ.

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
  1. Протоиерей Иоанн Гончаров. СУЩНОСТЬ ВЕРЫ. - Симферополь, «Родное слово», «Н.Орiанда» - 2017.

Поддержать работу журнала и публикацию новых статей можете только вы - читатели.
Для любой страны по ссылке, реквизитам сберкарты для России:

сбер: 5336 6903 2288 8290

КНИГА ЛЮБВИ О ЛЮБВИ. КНИГА ЖИЗНИ, КОТОРУЮ ДАРОВАЛ БОГ.

Для читателей журнала PUSHKAR экземпляр Нового Завета в подарок!

Комментариев нет:

Отправить комментарий